"Дорога в Израиль"

Mar 20, 2023 13:52

К 90-летию Александра Городницкого.

В архиве художника Льва Сыркина (1929-2012) хранится вот такая фотография 1990 года: Сыркин показывает гостям из (тогда) Ленинграда, своим давним друзьям Александру Городницкому и его супруге Анне Наль, предприятия химической промышленности на Мертвом море.



У Городницкого есть воспоминания об этой поездке:

"Впервые мы с женой попали в Израиль в 1990 году, когда поехали в гости к сыну...В Варшаве в самолет села группа израильских школьников, в голубых спортивных костюмах с могендовидом на спине, которые возвращались с каникул из Бельгии. Они были развязные, шумные, сидели друг у друга на голове, бегали по салону и вообще всячески игнорировали все правила приличия и нормального поведения в самолете. Девчонки мазали губы только что купленной помадой и примеряли кофточки ужасающих расцветок, мальчишки орали и пили пиво. Совершенно неуправляемая какая-то банда. Они очень раздражали пассажиров, в том числе и меня.
Но, как только мы прошли облачный фронт, прозвучала команда «пристегнуть ремни» и под крылом самолета замелькали ярко-голубое Средиземное море и израильский берег с ослепительно белыми постройками, они, как по команде, подобрались, встали и запели гимн. И тут я, неожиданно для себя, заплакал. Не знаю, что со мной произошло. Это на каком-то генетическом уровне. Я был не одинок. Сидевшая перед нами пожилая чета - кавказские евреи,.. похожие на старых грузинских князей, нахмурили седые брови и прижали к глазам платки. Грузная многодетная мамаша из Черновцов начала громко всхлипывать, закрывая лицо руками... За последующие годы мне довелось много раз бывать в Израиле, но до сих пор помню первое открытие этой страны.

По поводу величины Израиля обычно рассказывают анекдот: «Завтра с утра поедем смотреть страну». - «А что мы будем делать после обеда?»

Но недаром говорится, что Израиль кажется небольшим снаружи и большим изнутри. Если ехать с севера на юг, то на протяжении нескольких часов полностью меняется ландшафт - от снежной вершины Хермона и лесистой Галилеи на севере до лунного пейзажа долины Мертвого моря и желто-красной пустыни Негев на юге. А когда ныряешь с маской на красноморские коралловые рифы в Эйлатской бухте, обретаешь полную уверенность, что проехал уже добрую половину земного шара и находишься где-нибудь в Океании. Может быть, и вправду Бог, как на пробном полигоне, сначала создал все виды ландшафтов здесь, а уже потом распространил их на всю планету?...

Древняя культура на этой земле причудливо переплетается с современной. Израиль - страна художников... Ни в одной стране мира не видел я такого количества выставок, вернисажей, садовых скульптур, зданий и разного рода сооружений, украшенных фресками и живописью.
В Иерусалиме уже много лет живет замечательный художник Лев Сыркин. С ним и его женой Лорой, родной сестрой поэтессы Елены Иоффе, вместе с которой я занимался когда-то в литературной студии Дворца пионеров в Ленинграде, нас связывает многолетняя дружба...

Семья Сыркиных выезжала из Москвы в 1972-м, когда Лев Сыркин уже был известным художником-монументалистом, одним из авторов мозаики киноконцертного зала «Октябрь» на Новом Арбате. Выезжали трудно, с тремя маленькими детьми, полностью пройдя через чистилище унижений и препон, создаваемых тогда властями. У Льва вышла сейчас (нач.90-х - прим.мое) в Израиле книжка воспоминаний на русском языке, посвященная этой горестной эпопее с публичным исключением из Союза художников и другими мытарствами. Книга называется: «Я вам не должен». Первые годы в Израиле им пришлось нелегко.

Сейчас Лев Сыркин - один из ведущих художников Израиля, человек, уважаемый всей страной и пользующийся широким международным признанием. Он - член Итальянской академии художеств. В 1998 году он был объявлен «Человеком года». Он получает многочисленные заказы от государства и частных фирм. Мы видели его превосходные мозаики и смелые скульптурные композиции в Иерусалиме и других городах.

Мне особенно понравились мозаики на химическом заводе, стоящем на Мертвом море. На этом заводе производят поташ, используя в качестве сырья суперсоленую мертвоморскую воду. На завод мы ездили вместе с автором на специальную экскурсию. Здесь находятся две огромных мозаики Сыркина. Одна (двойное мозаичное панно "Огонь" и "Вода") украшает стену в гигантском зале, где размещается заводская столовая.


Нельзя попутно не отметить, что этот химический завод поражает не только мозаиками и панно, которые у нас украшали бы стены правительственных резиденций или музеев, но и оранжереями, чистым воздухом, обилием фонтанов и стерильной чистотой внутри и снаружи, в том числе, конечно, и в празднично убранной столовой. Здесь питаются все вместе - от директора до разнорабочего. Различить их, кстати, нелегко, поскольку все одеты в одинаковую синюю униформу.

Вторая мозаика ("Райский сад") занимает стену первого этажа в здании, где размещается заводоуправление.


Я помню, уже настало время уезжать, а Лева все стоял, обернувшись от входных дверей, и смотрел на свое детище, освещенное багровыми лучами заходящего солнца..."

============================

17 лет спустя после этой поездки, в Санкт-Петербурге, Городницкий напишет такие строки:

"Дорога в Израиль. Летя самолетом Эль-Аля
И глядя в окно, где плывут под крылом облака,
За пару часов осознать успеваешь едва ли,
Как эта дорога на деле была нелегка.
Ее пролагали терпение, труд и отвага,
Мечты вековые избавить народ от беды,
Туда, где сияют цветами еврейского флага
Цвет белого камня и синей прозрачной воды.

Дорога в Израиль идёт по российской глубинке,
В болотах Полесья, по краю украинских сёл,
И через музеи Освенцима или Треблинки,
Где туфельки тех, кто когда-то туда не дошёл.
Дорога в Израиль в потемках теряется где-то.
Там женские крики и трупы на чёрном снегу,
И розовый дым над варшавским пылающим гетто,
Которое дорого жизнь продавало врагу.

Дорога в Израиль идёт через горные кручи,
По жаркой пустыне, где вязнут колёса в песке,
И через улыбки счастливых смеющихся внучек,
Что песни поют на забытом тобой языке.
Дорога в Израиль идет через поиски Бога,
По братским могилам погибших в неравном бою.
На свете одна существует такая дорога,
И всё-таки каждый туда выбирает свою.

image Click to view


===================
В процессе поиска воспоминаний Городницкого о той самой встрече, которая запечатлена на фотографии, обнаружила факт, о котором ранее не слышала, и он переплелся уже с моей жизнью:
Я родилась и росла в Омске, окна моего дома смотрели на Ленинградскую площадь, а следующий за ней Ленинградский мост вел служил транспортной артерией в аэропорт. Вообще, о вкладе ленинградцев в развитие Омска всегда в моем детстве говорилось много. Во время Второй мировой Омск принимал людей, промышленность и т.п., вывозимых из блокадного Ленинграда. Саша Городницкий подростком, с родителями, был вывезен по Дороге Жизни и годы войны жил в Омске. Там же, в Омске, в семье Анатолия Мироновича Наля, артиста Театра Вахтангова, эвакуированного из Москвы в Омск, родилась во время войны и будущая вторая супруга Городницкого, переводчица и поэтесса Анна Наль (в середине на снимке).

==============================

Фотографию сделал инженер Вадим Орловский. Лев Сыркин слева, Городницкий справа. Фото из архива семьи Льва Сыркина, институт Яд бен Цви

искусство Израиля, история государства Израиль, история еврейского искусства, Израиль

Previous post Next post
Up