Как известно, понятие "Праведник народов мира" в коннотации еврейских реалий не прозвучало впервые в 1953 году, когда было вписано одним из пунктов Закона государства Израиль о необходимости увековечивания памяти Катастрофы и героизма. В евр.законодательстве (галаха), сформировавшемся еще за долгие, до трагедий 20 века, времена уже заложено точное определение кто такие "Праведники народов мира". Это лица нееврейской национальности, выполняющие 7 заповедей сыновей Ноя.
Работа "Помни", дар семьи Шапель (Биньямин, Рахель и Ирвин) иерусалимской больнице Хадаса Эйн Карем в память о своих дедах, погибших во время Холокоста
После Потопа обратился В-вышний к Ною с благословлением и предосторежением:
וַיְבָרֶךְ אֱלֹהִים אֶת נֹחַ וְאֶת בָּנָיו, וַיֹּאמֶר לָהֶם
שֹׁפֵךְ דַּם הָאָדָם - בָּאָדָם דָּמוֹ יִשָּׁפֵךְ
"И благословил Б-г Ноаха (Ноя) и его сынов, и сказал Он им:
Кто прольет кровь человеческую,
человеком кровь его пролита будет.
Ибо в образе Б-жьем создал Он человека"
"Не убий!" - одна из 7 заповедей, на которых и сегодня должен стоять мир. Нет, не пассивное несопротивление угрозе смерти (об этом в Торе сказано четко и просто "Пришедший убить тебя - убей его"), а запрет уничтожения безвинных. Как знак принятия Ноем и его сыновьями (Шем, Хам и Яфет) данного обращения В-вышнего, описывается в Торе появившаяся в небесах радуга.
Первое, что видят приходящие в комплекс Яд ваШем, - это Аллея и Сад Праведников. Гора Памяти, на которой расположен наш мемориальный комплекс, с его несколькими музеями, НИИ, Школой для взрослых и т.п., она вся опоясана зеленым кольцом деревьев. У каждого дерева есть Имя.
"И дам вам в доме моем и стенах моих Память (в данном случае Яд) и Имя" - пророчества Исайи, ведь, можно трактовать не только в контексте возвращения имен всем 6 млн. погибшим евреям. И убивавшие нас имеют имена и даже лица, в большинстве своем лишенные налета дьявольщины, а оттого и бьющие сильнее своей будничностью и всевхожестью. И горстки Спасавших - им тоже необходимо возвращать их имена. И хотя стоит в самом начале иерусалимской Аллеи Праведников народов мира памятник Неизвестному Спасителю, быть может, когда-нибудь необходимость в нём отпадет. Каждое дерево на этой Аллее имеет имя.
В 2010 году певица из Армении Анна Хачатрян побывала на паломничестве в Иерусалиме. О Праведниках народов мира она услышала из радиорепортажа. А у Анны были воспоминания. Не уверена, что они сложились напрямую из рассказов деда, доктора Арутюна Хачатряна (он умер в 1985 году), но в семье, несмотря на скромность Арутюна и, видимо, рассценивание совершенного, как само собой разумеющегося шага, да, что-то знали.
Военврач Арутюн Хачатрян, выпускник Ереванского мединститута
В том числе, и благодаря тому, что за два года до смерти Хачатряна, спасенный им Йосеф Коган все-таки приехал в Ереван и встретился со своим спасителем.
Встреча с однополчанами и спасителями в Ереване. Если я правильно понимаю, это Площадь Республики, тогда им.Ленина? 1983 г. Арутюн Хачатрян - четвертый справа. Рядом с ним, пятый справа, Йосеф Коган.
Встреча в Ереване, 1983 г.Арутюн Хачатрян - справа. Йосеф Коган - в центре.
Уже в Израиле Йосеф Коган передаст в Яд ваШем свои воспоминания, написанные им еще в 1992 году, незадолго до репатриации. Полистайте выдержки из этой рукописи. Ставлю лишь 4 фрагмента, но они расскажут вам из первых уст, что совершил Арутюн Хачтрян.
"И так я стал армянином по фамилии Маркосян..."
"И он обратился ко мне со словами:- Крепись, дорогой, Миша джан... \На бинт он писал русскими буквами армянские слова, а я перематывая бинт, узучал эти слова. Да, это был МОЙ СПАСИТЕЛЬ". От себя добавлю: признаюсь, такой способ изучения армянского языка меня поразил...
"Это был барак обреченных. И здесь меня снова спасает Хачатрян. Тайком под полой он мне приносил корочку хлеба, картошку, воды, НЕДОЕДАЯ САМ" (лагерь военнопленных в г.Борисов, Белоруссия)
Так хотел завершить свое 10-страничное письмо Йосеф Коган. Обозначив адрес, тогда еще днепропетровский, и подписавшись, в том числе, и ивритскими буквами. Но на последней странице посткриптумом он решил добавить несколько стихотворных строчек, указав на то, что лучше бы их напевать на мотив песни 'Бродяга".
Что в строках?
"По польским лесам и долинам
в холодные февральские дни
бежал я из зверского плена,
чтоб к Родине нашей дойти.
Бежал я в темные ночи.
Бежал в морозные дни.
Товарищ, ты должен помочь мне
и жизнь армянину спасти..."
Коган и Хачатрян находились вместе также и в лагере военнопленных в Бениаминове, Польша. Там они состояли в АППО (Антифашистская подпольная патриотическая организация). Коган упомянул в этом письме и своих соратников по подполью в двух лагерях для военнопленных: в Бениаминове и Демблине (Польша): Казарян,Степан Ягджан (руководил АППО),Александр Варданян (неоднократно проходил вместо Когана медкомиссии в лагерях, чтобы еврейство Йосефа не было раскрыто),Ваган Вартанян, Бабкен Паршанян, Константин Марданян, Аветис и Мкртыч Карапетяны. Эти люди помогли Когану бежать, после того, как выяснилось, что в подполье есть доносчик, сообщивший немцам об истинной национальности "Миши Маркосяна" (под таким именем значился военнопленный Йосиф Коган).
Весь военный путь Йосифа Когана - в этом письме. Оно на много страниц, но их просто не о чем и некому было бы писать, если бы не то, что несколько раз, в полном осознании опасности совершаемого, но, уверена, и в необсуждаемом с самим собой убеждении, что по-иному и невозможно, совершал Арутюн Хачатрян.
Доктор Арутюн Хачатрян, 1915-1985, Ереван
Звание Праведника народов мира было присвоено Арутюну Хачатряну в 2013 году. Уже много лет на Горе памяти именных деревьев не сажают. Просто нет места, и хорошо, что так. Это говорит о том, что все-таки помнящих и чтящих заповеди Ноя оказалось немало. Примерно уже лет 15, если не больше, имена Праведников вписываются на стеллы Сада Праведников.
4.02.2014 посол государства Израиль в Армении Шауль Мером вручил Анне Хачатрян почетное удостоверение и медаль Праведника народов мира на имя ее деда Арутюна Хачатряна.
=====================
Иван Айвазовский (Ованес Айвазян), "Сошетсвие Ноя с горы Арарат", 1889 г.
Мне кажется, на протяжении всего рассказа Йосеф Тарашинский заплачет лишь один раз.
Нет, это не будет тогда, когда он будет вспоминать, как в роли временного носильщика чемоданчика со срываемыми с расстрелянных евреев драгоценностями он будет стоять в этот декабрьский, почти уже окончания года, день 30.12.1941, без одежды, над Дробицким яром, выбранный на эту роль временного спасенного немецким офицером. Временность спасения истечет ровно в тот момент, когда чемоданчик охранять уже будет не от кого. Тогда и придет черед Йосефа. Но, нет, говоря об этом, он плакать не будет:
"Я простоял целый день, пока машины с узниками приезжали одна за другой. Маму, отца, старшего брата уже расстреляли. Начало смеркаться, машины перестали прибывать. Подошел ко мне тот самый офицер, приказал идти туда, где расстреливали, а сам с чемоданом и мешком сел в легковую машину, что стояла неподалеку..."
Не будет плакать Йосеф Тарашинский и тогда, когда будет рассказывать о словах дворничихи харьковского общежития на проспекте Ленина, 14, того самого, где жила семья польских евреев Тарашинских после того, как в 1939-м бежала из Польши к более спокойной жизни. На Восток...На Восток - это восточнее, это Советский Союз, это не там, где война... А беда пришла и туда. Через два года. И сейчас сидела беда в лице знакомой дворничихи напротив Йосефа, дожидалась, пока парнишка наестся из того, что было, и говорила. Но говоря и об этом, Йосеф плакать не будет:
"Теперь, сынок, иди. Тебе здесь оставаться опасно, и мы боимся".
От чего же вдруг именно рассказ о походе на Харьковский рынок будет прерван слезами Йосефа? Противостояние зрительного ряда (ну, что мы, рынков в оккупированных городах не видели: местное население, иногда немецкие солдаты, улыбки, торговля, бизнес. Ничего личного), так, вот, этот перпендикуляр кадра в документальном фильме режиссера Баграта Симоняна "Эхо прошлого. Дневники Марты" и вдруг исчезнувшего, а через минуту прорвшегося во всхлипывании голоса Йосефа, это случится лишь в тот момент, когда он будет говорить о благородстве.
О красоте. О величии человеческого духа совершенно еще даже и не великого, всего лишь 16-летнего, мальчишки. Так просто сделавшему на той рыночной площади в оккупированном городе первый шаг в своем выборе. И так просто определившего статус взаимоотношений со своим сверстником, еще незнакомым, еще для него безымянным, но уже - Д Р У Г О М.
Click to view
И, да, это еще одна история армян- Праведников народов мира. И, да, это, как и большинство историй в этом теме, это история сопереживания, сложившегося, в том числе, на основе собственной исторической памяти. Семья Мкртчянов из Харькова знала, что такое турецкий геноцид.
Вартан Мкртчян, 1925 - 1944. Вместе с мамой, Аракси Мкртчян, и двоюродной сестрой Кнарик Шахбазян, в 1999 году будет признан Праведником народов мира.
Вартан Мкртчян (справа) и "Юзек Андреевич" (Йосеф Залманович) Тарашинский. Им было по 16, когда Вартан принял решение: защитить Йосефа. За укрывательство евреев следовал расстрел. За "быть евреем" следовал расстрел...
Йосеф Тарашинский, 1925 - 2003. Сын варшавских евреев, грузчика Залмана и домохозяйки Блюмы, брат Давида и Лейба. Родители и брат Давид расстреляны в Дробицком Яру. Дошел до Берлина. Был награжден. Внуков Йосефа звать Тигран и Месроп.
Праведница народов мира Кнарик Шахбазян.
Их теплые и доверительные с Йосефом завяжутся еще до ухода "Юзека" на фронт в 1943-м. В 1948 году, когда Тарашинский вернется в Харьков, они с Кнарик сыграют свадьбу. Долгие годы, до своих последних дней, проживут в Ереване на ул.Сундукяна, 26. Там же, в 1998 году, отпразднуют золотую свадьбу. Йосеф будет называть себя сыном двух народов: еврейского и армянского. В 2000 году, посол государства Израиль в Закавказье Эхуд Эйтам вручил Кнарик медали Праведников на ее имя и на уже покойных Вартана и Аракси Мкртчянов.
дек.1997, из письма Йосефа Тарашинского в Яд ваШем. Йосеф (или печатавший это его письмо) допустил ошибку в имени одной из своих спасительниц (Аракси и не Аракел Мкртчян). Так же неточность года рождения Аракси: 1896, а не 1897.
Аракси Мкртчян, 1896-1975, знала, что такое преследования по национальному признаку из своей жизни: уроженка Карса, она вынуждена была бежать из родных мест, спасаясь от турецких зверств.
надеюсь, что ошибка в имени Праведницы Аракси Мкртчян будет исправлена
У Ильи Эренбурга в его книге "Люди. Годы. Жизнь" есть такие строки:
"В 1939 году на секретном совещании фашистов в своей резиденции Оберзальцберг Гитлер, изложив план поголовного истребления евреев, добавил: „Нечего обращать внимание на „общественное мнение… Кто теперь помнит об истреблении армян"
На исходе Субботы, 10.04.2021, в 20.00 по мск (изр.) времени состоится он-лайн лекция "Геноцид армян. Как это было и почему".
Часть экспозиции в музее Геноцида армян, посвященная армянским интеллигентам, ставшим жертвами резни
Лекцию проведет заведующий отдела сравнительных исследований
музей-института Геноцида армян Сурен Манукян.
Все орг.подробности по линку
на странице проекта он-лайн экскурсий по Армении Localife.am Моя признательность руководителю сектора стран бывшего СССР в Отделе Праведников народов мира в комплексе Яд ваШем Katya Gusarov за предоставленные архивные материалы. Благодарю Карину Пастернак, одну из создательниц (2015 г.)
виртуальной выставки "Армяне - Праведники народов мира" на сайте мемориального комплекса "Яд ваШем"