На Погулянках... История одной армянской фамилии в Зале имен Музея Яд ваШем

Mar 29, 2021 22:13

Т.к., наше ковидовое время плавно приблизилось к месяцу апрель, а в апреле и у евреев, и у армян дни непростые, то буду, наверное, делиться тем, что вижу-слышу-читаю по теме. Свет отрезка, выхваченного прожектором из однотонности темноты под названием "История 20 века", пусть послужит не синонимом беззаботности и успокоенности, а станет дорожным знаком. На котором один вопрос: "Вы не забыли?"



Никита Хачиянц, 1886 Армения-1941 Латвия

Наверное, это сложно для произнесения вслух - Погулянский лес. А, представляете, когда это еще не на русском написано, и этот прогуливающийся корень иностранному читателю ничего не говорит? Трудно с этими лесами... Даже с так легкомысленно спешащими назваться.

Брат и пять сестер Эсфирь Хачиянц, в девичестве Рафальсон, учились в европейских звездных точках из небосклона мечтаний любой еврейской мамы: Берлин, Берн, Париж. Юриспруденция, медицина. Медицина, юриспруденция. Эсфирь учиться отправили к рижскому дому поближе - в Юрьевский университет. Нет, сегодня уже не звучит. И хотя простой математический подсчет лет рождения наших героев и года окончательного переименования Юрьева в Тарту не пересекаются, я уж напишу здесь: Тартуский университет? Так будет, наверное, вернее по вектору значимости. Если отвлечемся от вектора дат.



Эсфирь Хачиянц, 1887 Латвия-1941 Латвия

Племянник Эсфирь Хачиянц Авраам Гордон живет в Холоне. Это легкое грассирующее "рейш", по которому, как по свитку, написанному лишь одной этой буквой, вы сразу считываете всю лифляндскую сагу Рафальсонов на несколько поколений назад. Патент его "изготовления" утерян и возврату не поддается... Племянник Эсфирь Хачиянц Авраам Гордон репатриировался в Израиль в 1972. И по одной этой дате, как и по одной букве выше, вы также можете дописывать и так предполагаемые главы в ту самую сагу.

Племянник Эсфирь Хачиянц Авраам Гордон сказал, что устал от жизни. Я сказала, что перезвоню. Потом он с этим прибалтийско-еврейским шармом, которому не помеха даже телефонные расстояния, попытался отшутиться и сказал, что он чувствует себя, как "старая калоша". Ну, я тоже сегодня с утра себя чувствовала именно так же, правда, никому в этом не призналась. Мужчина, у которого есть смелость сказать собеседнице об этом по телефону, шансы не быть раскрученным на разговор теряет в ту же секунду:). Поэтому наше телефонное рандеву мы не отменили. Просто перенесли еще раз.

И в третьий раз Авраам уже ждал меня. С книгой. Он мне даже год издания и страницу продиктовал. И читал, читал... Там, правда, мало написано, но он это так читал, что каждая фраза пережидала следующую, пытаясь расслышать уровень моей душевной слышимости.

Я никогда не записываю разговоры, тем более, вне ведения собеседника. Но тут отчаянно пожалела, что вы не услышите, как он читал... Посмотрела на экран, чтобы понять, а где эта самая кнопка, кнопки не нашла, Авраам, почувствовав, что мое внимание куда-то смело удалиться, уточнил, слушаю ли я его?

Я слушала! Он читал, как-будто, прикладывал шаблон строк к поминальной молитве о своих тете и дяде. Да, он сразу, с самого начала наших разговоров назвал Никиту Хачиянца, мужа Эсфирь, дядей. Авраам родился в Риге в 1931 году и помнит, как тетушка Эсфирь и дядя Никита приезжали из Даугавпилса, в выходные от своей врачебной там практики (Эсфирь и Никита познакомились в универстете во время учебы на мед.факультете) к общему обеденному столу. Пока был жив отец семейства Лейб Рафальсон (ум.в 1937 г.) приезжали, и потом приезжали. Вспомнил, как сидели всей семьей за пасхальным столом...

Я вам сейчас пересскажу, точно, насколько возможно по близости к тексту, судорожно записываемому шариковой ручкой на оперившихся в оторванной самостоятельности листах, что он читал:

"По-разному сложились судьбы врачей, связанных браком с иноверцами. Д-р Никита Хачиянц, армянин, не подлежал преследованию по расовым законам. Когда пришли к Хачиянцам забрать жену (Эсфирь), он отталкивал немцев. Когда стали выволакивать ее на улицу, он вокликнул: "Тогда берите и меня!" Эсфирь и Никиту Хачьянцов расстреляли в Погулянском лесу" (из книги "Евреи Даугавпилса", изд.1999 г, стр.186)



фото\ Погулянский лес. Звезда Давида, и, как-будто, резьба по камню хачкара, вместившаяся в эти шестиугольные очертания... 15.000 евреев Даугавпилса. Это им эта память. Здесь и Эсфирь с Никитой...Захоронения в этом лесу были обнаружены случайно, в конце 80-х гг, а в 1989 все уничтоженные здесь были с почестями перезахоронены.

Племянник Эсфирь Авраам Гордон... Нет, не так. Племянник Эсфирь и Никиты Хачиянц Авраам Гордон - у него нет моего телефона. Эти три раза всегда звонила я. Он заходил с прогулки, он слушал радио, он собирался ужинать. Было неловко на пожилого человека еще нагружать долг звонка. Когда он сегодня дочитал, надо было прощаться. Он еще успел сказать, что его, журналиста рижской газеты уволили сразу же, когда он подал документы на выезд в Израиль, тогда в конце 60-х. Успел помолчать, когда я благодарила, снова благодарила. Поздравил с праздником. Потом снова помолчал. Потом сказал, что он старомоден и мне некуда прислать ему то, что собираюсь написать. Но я подумала, что, ведь, там, куда это точно должно дойти, тоже старомодны. Память - она же про моду на старое, нет?

У Эсфирь и Никиты Хачиянцев был сын. Арик. Он был призван в 1941-м и погиб на фронте. От веточек двух народов, переплетшихся в далеком университетском городе Юрьеве, который уже не Дерпт, но и еще не Тарту, от этих двух веточек продолжения не осталось. Пусть эти слова, читаемые сейчас вами, будут им в память.

=============
ПС:
1. Авраама Гордона я разыскала после того, как на прошлой неделе случайно увидела Лист Памяти, заполненный им и хранимый в Мемориале Яд ваШем в Иерусалиме. На листе была армянская фамилия. Признаться, этого увидеть в этой базе я не ожидала... Ну, а дальше, вы уже прочитали...


Лист памяти на Никиту Хачиянца, заполненный его племянником Авраамом Гордоном, и хранимый в Базе памяти Мемориала Яд ваШем в Иерусалиме. В графе место рождения Авраам записал "Армения" и в скобках пометил "прошел гиюр". В разговоре упомянул, что семья Эсфирь собладала еврейские традиции и, видимо, Никита настолько любил Эсфирь, что ради брака по еврейским законам прошел гиюр...

2. Название Мемориала "Яд ваШем" взято из строк пророка Исайи:
"И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя (Яд ваШем), (которые) лучше сыновей и дочерей, имя вечное дам, которое не истребится" (Исайя, 56 глава, 5 строка)

3. Уже после опубликования этого поста в Фейсбук нашла в Сети еще одну книгу, на страницах которой также описан этот трагический эпизод (Давид Зильберман, "И ты это видел" (изд.Москва-Рига-НЙ, 2012 г.), 203-204 стр.):




Шоа, Геноцид, история еврейского народа, Холокост, история армянского народа

Previous post Next post
Up