Сегодня изменю своей привычке и расскажу о портретах ... здания. Причем, в отличие от большинства старых фотографий тель-авивских зданий, ограничивающихся съемками фасада, в данном случае, исходя из того факта, что, видимо, это был заказ, а не случайная уличная съемка, когда на фоне машуших в вечность людей запечатлевается тот или иной городской фон,
в альбоме Густава Рубинштейна на сайте проекта "Израиль, открывающийся взору" есть и снимки интерьеров открывшегося во второй половине 30-х гг. центрального отделения банка
"Народная касса", впоследствие, поглощенного банком Леуми.
Мне тоже нравятся эти высокие потолки и грамотно расположенные источники естесственного света, это обилие мрамора и удобные кожаные диванчики, это четкое разделение (даже если это и три ступенки (не в Храме же, чтобы сразу 15:) между зоной ожидания участи для клиентов и епархией банкиров. Обратите внимание, какие закручены решетки в диалоге клиента и служащего:)
Тема декоративных решеток продолжена и в следующем снимке:
Если пронестись взглядом поверх элегантных шляп синьоров из мини-очереди, то можно будет поговорить уже не только об эстетике, но и о техническом прогрессе. На минуточку, фото 1938 года, а у нас уже виднеются решетки системы кондиционирования воздуха (!).
Не нашла, кто дизайнер интерьеров данного здания, но зачастую в ту пору архитекторы, планировавшие строение, занимались и конструированием внутренного убранства такового. В нашем случае здание на тель-авивской улице Ахад хаАм 13 планировал
Ицхак Раппопорт, 1901-1989, уроженец Бердичева. Да, в 30 с плюсом лет архитекторам в Эрец Исраэль уже доверяли такие проекты. Ну, особенно, если архитекторы успели поучиться в берлинах и парижах, а потом и поработать в бюро самого Рихарда Кауфмана:
Вам тоже кажется, что света в Тель-Авиве было больше, чистота бросалась в глазах сильнее, чем антиподы таковой, ну, в общем, про "фонтаны били" и "розы цвели" вы и без меня знаете?
Безоговорочная коллонада приводит клиентов банка непосредственно к панно (?), на котором зафиксированы курсы валют, актуальные на данный момент в...
... в (список справа) Нью-Йорке, Париже, Берлине, Брюсселе, Милане, а также (список слева) в Цюрихе, Амстердаме, Варшаве, Праге и Монреале.
Но не будем останавливаться на бренном, а перед входом в чистилище металла пройдем небольшой экскурс в еврейскую традицию.
На массивной двери главного входа в здание банка отчеканены (не знаю, правильно ли написала?) эмблемы
семи видов плодов, символизирующих Землю Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики)
На снимке 1954 года (уже
из другого фотоальбома, предоставленного нашему проекту семьями Ишпо и Бен Хаим) запечатлен руководящий состав банка.
Всё, как положено: папки, перьевые ручки, блокноты, галстуки и Герцль в печали на стене.
На сегодняшний день в данном здании "проживает", среди прочих, магазин женского белья или просто одежды, не помню. Банк "съеден" cвоим молодым товарищем, света и чистоты на небосклонах-тротуарах Тель-Авива, замечу ворчливо, стало меньше. Автор снимков, приведенных в посту (кроме последнего) "побаловался" всего лишь года три-четыре, сразу после репатриации из Польши, фотографией, а затем вернулся к своей основной профессии: инженерии.
Густав Рубинштейн, автопортрет с "орудием труда"
Фотография кормила Рубинштейна: он был востребован среди тель-авивцев и не только. Из нескольких тысяч негативов, которые уже начала выбрасывать его вдова, сыну удалось спасти небольшое количество снимков, которые в большинстве своем пока безымянные, т.к., выезжая на дом к клиентам, расставаясь с готовой продукцией и сохраняя негатив, Рубинштейн не подписывал фамилии и адреса.
Взгляните на альбом, может, кого-то случайно и узнаете, у меня получилось в некоторых случаях... Но это уже другая история.
В конце ролик: полностью польский, 1933-го, фильм Przybleda
Click to view
Рубинштейн был приглашенным фотографом на съемочной площадке этого фильма.