На холстах истории ( по следам читаемого)

Oct 12, 2014 14:44

Читаю книгу Анн-Мари О'Коннор "The Lady in Gold", в переводе c английского на иврит, "האישה בזהב"' . Книга посвящена истории семьи Адели Блох-Бауэр.  Адель (1881-1925) служила моделью Густаву Климту в период написания им известного портрета. Значительная часть этой захватывающей книги посвящена также истории борьбы племянницы Адели, Марии Альтман, за возвращение картины, к которой в свое время проявили несказанный интерес те, кто с 13 марта 1938 года устанавливал в Австрии новые, а для многих, такие желанные, порядки.



Густав Климт, первый портрет Адели Блох-Бауэр, 1907 год

Блох-Бауэры - венская аристократия нового кроя, еврейская семья, отстроившая себе  на ул.Элизабетштрассе, 18, дворец, величественностью стиля подтверждавший незыблемость времятечения, а изяществом убранства оттеняющий элегантность времяпровождения.

Отмечу две важные для меня детали, соприкосновение с которыми для меня было несказанно важно:

1. Книга начинается с упоминания роли адвоката Рэндола Шенберга в деле борьбы за картины Климта, принадлежавшие семье Блох-Бауэр. Рэндол, как известно, внук композитора Арнольда Шенберга. Ниже в ролике его  (Шенберга-внука), захватывающе изложенная,  лекция, сопровождаемая слайдами фотографий и документов, связанных с этой сагой.

image Click to view


Кстати, как поразительно внук похож на деда, лишь тревожная угрюмость взгляда Арнольда здесь уже сглажена остраненостью географических и временных измерений внука.

2. Гестаповского офицера, занимавшегося переписью имущества в квартире Блох-Бауэров,  присвоившего себе квартиру Марии и Фрица Альтманов, арестовавшего Фрица и лично позаботившегося об отправке того в Дахау, этого офицера звали...

Вы помните этого гарцевавшего на белом коне эстета, рождения венского, сына матери-одиночки, взрощенного своим еврейским отчимом, и дожившего на своей гражданской стезе до поприща столяра и лишь в партийно-военной своей карьере учуявшего свет в конце туннеля будничной своей ординарности?



Феликс Ландау, тот самый, "берущий всегда себе ИХ сердце"...

Надо же, я думала, этот всплеск эстетизма у Ландау случился лишь в Дрогобыче 1941-го, так серо и скучно было ему убивать ежедневно евреев, вот, и выкорчеван был для личных нужд гений Бруно Шульца... Ан, нет, тремя годами раньше Ландау уже стучал в жизнь Блох-Бауэров... Какие переплетения судеб...

Читайте книгу, не пожалеете.

====================================

Мария Альтман в интервью для Фонда Спилберга

image Click to view



жизнь, Шоа, история еврейского народа, Холокост, искусство, книги

Previous post Next post
Up