Субъективно об отечественном кино и идеальных героях

Feb 18, 2015 05:38




Одной из главных фраз, определившей на многие годы, основное направление медиа-искусства в СССР, явилась фраза В.И. Ленина: «Важнейшим из всех искусств для нас, является кино».

Я сразу хочу попросить прощения за такое начало. Если вы проявите немного терпения и дочитаете до конца, вы поймёте, почему я привёл этот пример.


Сейчас уже непросто понять, говорил ли на самом деле Владимир Ильич свою крылатую фразу. Возможно, образ Вождя, созданный советским пиаром, был бы не полон без крылатых фраз обо всех видах искусств (по крайней мере, цитаты на все случаи жизни висели везде где только можно). И без Ленина ясно, что кинематограф и телевидение действительно являются мощнейшими иструментами убеждения и воспитания. А в наше время эти инструменты приобретают просто-таки стратегическое значение.



"Небесный тихоход", реж. С. Тимошенко, 1945 год
И от того, в чьих руках они находятся, напрямую зависит не просто направление мнение граждан в отдельно взятой стране. Кинематограф формирует образ Героя «всех времен и народов», определяет моду, создает кумиров и направляет вектор воспитания и пропаганды масс в ту или иную сторону.

Это прекрасно понимали в СССР - это понимают и в Голливуде.

Однако, если во времена Советского Союза «баланс сил» и борьба за качество продукта достигались за счет фильтров в лице многочисленных госкомиссий и мощного рычага в лице советской цензуры, в настоящий момент, сражение за формирование личности граждан и патриотов своей страны можно считать проигранным. Национальный кинематограф, несмотря на многочисленные «блокбастеры», по сути, сдает позицию за позицией.



"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год
Можно сколько угодно утверждать обратное или, говоря словами Михаила Жванецкого «спорить о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма» (в нашем случае, не выпуская продукт аналогичный по качеству и силе воздействия), это вряд ли сможет повлиять на ситуацию. Немногочисленные исключения в данном случае только подтверждают правило.

Процессы, происходящие в национальном кинематографе, во многом похожи на еще одну фразу незабвенного классика сатиры: «Какой борщ, когда такие дела на кухне», где каждый из «поваров», выдавая очередной «шедевр», тут же спешит заявить о своей гениальности, а остальные "повара" спешат уверить его в том, что он создал «шедевр».



"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год
В итоге, внутренний круг «избранных гениев» поголовно выдаёт «шедевры» десятками, но простой народ, имея возможность сравнивать и выбирать, ходит на американские фильмы. При этом, многие понимают, что далеко не все эти фильмы являются шедеврами, однако предпочитают смотреть их вместо того чтобы засорять мозги отечественным мусором. Ведь из двух зол как известно, выбирают меньшее. Отечественным киноделам не помогает даже популярная нынче мимикрия под старое доброе советское кино. Потому что "гении" в своём желании нагнетать, всё равно тут и там запихивают в свои "шедевры" кровавую гэбню и прочих мерзопакостных персонажей, населяющих по их хипстерскому мнению большую часть советского и постсоветского пространства.



"Обыкновенное чудо", реж. М. Захаров, 1979 год
Не поверите, но по сравнению с воспалённой фантазией этих киноделов, американские агитки времён Холодной войны типа "Красного рассвета" уже не кажутся махровой антисоветчиной а идут как старое доброе кино, над которым можно просто посмеяться в кругу друзей. В качестве подтверждения своих слов, рекомендую на досуге ознакомиться с обзорами лишь некоторых из творений отечественных хипстеров от кино.

Не покидай меня
Охота на гауляйтера
Бомба
Снайперы: любовь под прицелом
Разведчица: легенда об Ольге
Без права на ошибку. Сапёры
Спасти или уничтожить
Заградотряд. Соло на минном поле
Далеко от войны
Снайпер 2 - Тунгус
Истребители (первая часть)
Истребители (вторая часть)
Истребители (третья часть)

Честное слово, данный список можно было бы продолжать почти до бесконечности, потому что качественные отечественные фильмы, снятые за последние двадцать с небольшим лет можно пересчитать по пальцам. Причём одной руки. Если вам понравится читать о последних новинках отечественного трэша, запишитесь в это комьюнити. Не пожалеете.

А мы пойдём дальше. Так что же всё-таки необходимо предпринять, для того, чтобы изменить ситуацию?

Прежде всего усвоить несколько правил. Первое - не пытаться конкурировать с машиной Голливуда. Это закончится так же, как в своё время гонка вооружений между СССР и США. Также нет смысла пытаться понравиться западным спонсорам, выливая ушаты помоев на наше прошлое. То есть, смысл конечно есть, но только если вы решили последовать примеру тех "гениев" от искусства, которые дёшево и сердито зарабатывают себе репутацию пятой колонны в родной стране.



"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год
Для достижения качественного результата необходим свой путь. Не нужно пытаться «догнать и перегнать» Голливуд, снимая блокбастеры по типу американских. Такое копирование при неадекватном по возможностям техническом и финансовом уровне, будет иметь столь же анекдотический эффект, какой в своё время имели постперестроечные фильмы начала 90-х годов. Также не стоит подсовывать отечественному зрителю дешёвую жвачку о сладкой жизни из серии "Богатые тоже плачут".



"обыкновенное чудо", реж. М.Захаров, 1979 год
Посмотрев несколько широко рекламируемых поделок отечественного кинематографа, героями которых являются жители мифической России, поголовно ездящие на «Бентли» и работающие исключительно в Москва-Сити, я отметил, что их аццкие ценности, переживания и страдания меня абсолютно не цепляют. Равно как не действуют на меня и нелепые попытки римейков советских фильмов с идиотами хипстерами и бизнесменами в главных ролях. Ещё одним сегментом трэша я считаю тупые киноподелки из серии "а давайте снимем под новый год очередное дерьмо, народ под водку схавает". Причём я совершенно не против новогодних фильмов, я с большим удовольствием пересматриваю классические ленты типа британской картины "Реальная любовь". Но постоянно при просмотре ловлю себя на одной мысли, почему у нас не могут создать хоть что-то даже отдалённо напоминающее такие милые фильмы? Ведь там нет дорогих спецэффектов, съемочную группу не вывозили в Дубаи или Турцию, наоборот, всё происходит в достаточно простых локациях.



"Формула любви", реж. Марк Захаров, 1984 год
И пообщавшись с друзьями и знакомыми, я понимаю, что моё мнение отнюдь не является чем-то из ряда вон выходящим. Все эти новогодние трэшаки, офисные трагедии, псевдоисторические ленты из серии "всё говно, но главный герой демократ и либерал" в лучшем случае цепляют 0,5% населения. Да и те тащатся лишь потому, что настолько люто ненавидят свою родину что готовы жрать любое дерьмо лопатами.



"Через тернии к звёздам", реж. Р. Викторов, 1980 год

Об отечественной фантастике я даже говорить не хочу. То немногое, чего касаются руки киноделов-хипстеров по сравнению с советскими фильмами просто слёзы. Попробуйте савнить любой фантастический фильм последних лет с советским и вы меня поймёте. И ведь казалось бы, снимают по неплохим книгам и сценариям, опять же, фантастика. Но результат ровно такой же, как и в случае с фильмами о войне или римейками.



"Через тернии к звёздам", реж. Р. Викторов, 1980 год

А уж сравнивать новую отечественную фантастику с голливудскими фильмами совершенно бесполезно. Дабы предупредить вопросы о разнице в бюджетах, рекомендую ознакомиться с такими фильмами как этот. Там нет никаких сотен миллионов долларов. А у нас этот фильм стоил бы раз в пять дешевле. Про так называемое детское фантастическое кино я вообще молчу, от вида персонажей и их поведения реально тянет на тошноту.



"Через тернии к звёздам", реж. Р. Викторов, 1980 год

Ещё одним тупиковым вариантом я бы назвал бесконечные попытки фестивального умничания некоторых авторов от кино. Снимая в угоду Западу оторванные от реальности и раздражающие население авторские шедевры, как это делают несколько особо «одарённых» режиссёров, можно конечно получить в определённых кругах репутацию непризнанного гения и борца за демократию. Но это будут исключительно узкие круги либерально настроенной общественности.



"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год



"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год
А поскольку большая часть населения страны, всё-таки не являются хипстерами и гламурными кисами, не посещают либеральные тусовки и не закатывают трагически глаза от отсутствия на столе хамона и фуагра, то и говорить об этом не стоит. Безусловно, здесь как и везде есть пара исключений, но они лишь подтверждают правило - большинство отечественных режиссёров в настоящий момент живут в своей параллельной вселенной и страшно далеки от народа.



"В бой идут одни старики", реж. Л. Быков, 1973 год
На мой взгляд, идеальным вариантом развития для отечественного кинопроизводства, может стать модель, основанная на опыте французских кинематографистов. Они безусловно на сегодняшний день являются одними из сильнейших в Европе. Собственный стиль во всём - вот что должно отличать отечественный кинематограф от любого другого.



"Формула любви", реж. М. Захаров, 1984 год
Этот фирменный стиль должен опираться на лучшие примеры классических работ советского периода. Это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, фильмы Марка Захарова, детские сказки Леонида Нечаева, великолепные стильные работы, такие как «Город мастеров» Владимира Бычкова, картины о войне подобные фильму Леонида Быкова «В бой идут одни старики», исторические экранизации классики в стиле блокбастера «Война и мир» Фёдора Бондарчука старшего. Перечислять можно долго.



"Война и мир", реж. Ф. Бондарчук, 1967 год
Отечественное кино должно стать неким брендом. К примеру, во многих странах, достаточно давно и прочно сложилось твердое убеждение о высоком качестве стратегической советской продукции, например автомате Калашникова. Если сравнивать качественное кино с оружием (а таковым оно и является), то стоит подумать о том, как научиться создавать аналогичный продукт в кинематографе, как придать ему достойный вид и сделать привлекательным в глазах покупателей (то есть зрителей).



"Убить дракона", реж. М. Захаров, 1988 год
Сравнение с АК я выбрал не случайно. Потому что есть американская винтовка М-16. Несмотря на все попытки масштабного пиара, рассказы о невероятной технологичности и меткости и тому подобные приёмы, большинство населения земного шара предпочитают воевать с АК. Потому что это бренд. И никакой пиар стороннего продукта не изменит этого мнения, так как лучше ничего не придумали.



"Война и мир", реж. Ф. Бондарчук, 1967 год
Отечественному кинематографу не нужны гении и технологи, ему как воздух необходимы простые мастера, выдающие качественный продукт. Мастера своего дела: профессионалы-сценаристы, режиссеры, актеры. Необходимы продюсеры чувствующие насторение большинства людей а не той самой полупроцентной части населения. Умеющие рисковать и умеющие находить деньги творческие «авантюристы», которые не побоятся повернуть машину отечественного кинопроизводства в нужное русло, то есть лицом к простым людям. Необходимы специалисты, которые будут не только осваивать бюджетны, думая о процентах откатов и своей зарплате, а не побоятся рискнуть всем ради достижения идеального результата.



"Шерлок Холмс и доктор Ватсон", реж. И. Масленников, 1979 год
В своё время польский режиссёр Ежи Гофман для съемок фильма «Огнем и мечом» не побоялся взять кредит в банке, сознавая риск и понимая его оправданность. И когда фильм вышел в прокат, люди пришли в кино и режиссёр смог вернуть кредит. Вряд ли такая идея возникала когда-либо в головах отечественных режиссеров.



"12 стульев", реж. М. Захаров, 1977 год
Не секрет, что многие из них пор пытаются оправдывать свои провалы фразами о том, что им либо "не додали финансирования", "зрители не оценили по достоинству", "поблика не образована". Не поэтому их супер-кинопродукт не выстрелил в десятку, а потому что они общались с себе подобными хипстерами, тем самым ничтожно малым количеством "гениев". А между тем, не хипстеры делают кассу фильмам. Простые зрители прекрасно всё понимают, они отнюдь не дураки и голосуют своими деньгами только за тот продукт, который им нравится.



"Собака на сене", реж. Я.Фрид, 1977 год
Не помогают уже даже такие проверенные приёмы как реклама. Зритель стал умным, смотря очередной отечественный трейлер с красивыми кадрами уже никто верит что увидит на экране шедевр. Потому что многолетняя практика показала что эти кадры - единственное смотрибельное, что есть в том или ином фильме. Более того, сами трейлеры несут совсем иной смысл. Ведь хипстеры всё-таки понимают, что своей фигнёй зрителя в кино не заманишь, вот и монтируют их так, чтобы картинка вызвала у зрителя хорошие, положительные ассоциации. А уж дерьма-то он накушается в зале по полной, думают они. Смею вас заверить, уже не накушается, ибо поумнел.



"Собака на сене", реж. Я.Фрид, 1977 год
Результат станет лучше лишь в том случае, когда режиссер лично заинтересован в конечном успехе продукта, а не в том, чтобы просто потратить деньги и иметь возможность развести руками, сетуя на трудности процесса. Ибо кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - причины.



"В бой идут одни старики", реж. Л. Быков, 1973 год
Отечественному кинематографу остро необходимы Герои, чьи яркие образы будут вызывать желание подражания. Так же, как мы в детстве играли в войну или в мушкетеров, современные дети должны играть в новых Героев, воспитывающих в них благородство, мужество и патриотизм, а не вызывающих недоумение, смех и разочарование.



"Офицеры", реж. В. Роговой, 1971 год
Образы, не имеющие ничего общего с реальностью, убоги и набили оскомину. Да любому нашему зрителю Железный Человек в исполнении Роберта Дауни в тысячу крат милее, чем герой любого отечественного кино последних лет.



"д'Артаньян и три мушкетера", реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1979 год
Молодежи необходим не картонный а настоящий Герой. Такой, о котором хорошо расскажут яркую историю, такой, в которого захочется играть, подражать его манерам, взахлеб рассказывать друзьям о его подвигах и цитировать крылатые фразы из фильма так же, как мы цитируем фразы из советских картин.



"Офицеры", реж. В. Роговой, 1971 год
Хороший фильм должен говорить на понятном для человека любого возраста языке и вызывать желание пересмотреть его историю. Это как в «Шерлоке Холмсе» Масленникова или «Месте встречи…» Говорухина, где каждый кадр в своё время растащили на цитаты. Вспомните-ка, друзья, давно вы растаскивали на цитаты какой-либо отечественный фильм последних лет?



"Собака Баскервилей", реж. И. Масленников, 1981 год
Такой фильм не создаётся хипстерами от кино, он создаётся профессиональными ремесленниками и мастерами. И неважно, выдуманы ли те или иные герои или нет, результат должен сам по себе стать новой историей.



Александр Невский, реж. С. Эйзенштейн, 1938 год
Так же, как в своё время советском кинематографе был создан Сергеем Эйзенштейном образ Александра Невского, где вымысел стал неотделим от реальности, в отечественном кинопроизводстве должен быть создан свой национальный герой, чей образ может стать не хуже образа Вильяма Уоллеса в исполнении Мела Гибсона в фильме «Храброе сердце», или генерала Максимуса из «Гладиатора» Ридли Скотта. Ни в первом, ни во втором, ни в третьем случаях никого не интересует, что эти герои крайне далеки от исторических прообразов, новая реальность принимается на веру.



"Место встречи изменить нельзя", реж. С. Говорухин, 1979 год
Не стоит также бояться ради создания образа идеального Героя привлекать лучших иностранных специалистов. Если уж австралиец Гибсон убедительно сыграл шотландца, то и француз с американцем смогут прекрасно сыграть русского. К примеру Жан Рено прекрасно сыграет советского лётчика, а Роберт Дауни вполне справится с ролью Жеглова.



"Место встречи изменить нельзя", реж. С. Говорухин, 1979 год
Такую важную часть, как сценарий фильма нужно доверить не хипстерам от кино, а лучшим представителям отечественной литературы, знающим как писать истории.



"Место встречи изменить нельзя", реж. С. Говорухин, 1979 год
Тогда в нашем кино наконец-то появится тот супер-фильм, который послужит примером подражания для всех и «проложит» дорогу к сердцу зрителя, указав правильный путь развития остальным.

В качестве примера хочу привести фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник», снятый за французские деньги российским режиссером с привлечением лучших европейских сценаристов и голливудских звезд, таких как Джулия Ормонд и Эд Харрис.



"Сибирский цирюльник", реж. Н. Михалков, 1998 год
И пусть многие сейчас с готовностью начнут плеваться в адрес этого фильма, нельзя отрицать тот факт, что народ шёл на него в кинотеатры так же как на любой голливудский блокбастер. Потому что посыл в этом фильме был настоящий, правильный и патриотический.

Вполне реально осуществить нечто подобное ещё не раз и не два.



"Александр Невский", реж. С. Эйзенштейн, 1938 год
Тогда мы наконец-то получим своих Героев, сравнимых по воздействию на умы молодежи с голливудскими. Честных и правдивых Героев, которые будут нести наши а не чужие патриотические идеи, вселять уверенность в торжество нашей культуры и морали, «спасать мир».



"Александр Невский", реж. С. Эйзенштейн, 1938 год
Главное при этом, не допустить, чтобы хорошая идея была нивелирована и сведена на нет препятствиями в лице бюрократических структур, «размазана», как маленький кусок масла по слишком большому куску хлеба бесконечными урезаниями бюджетов на правильные фильмы, нежеланием присосавшихся к государственным кормушкам режиссёров снимать картины без грязи и чернухи, как это происходит во многих случаях. Пора закончить эту бесконечную череду лживых псевдоисторий, разрушающих умы молодёжи и работающих против себя самих.



"Формула любви", реж. М.Захаров, 1984 год
Сделать это очень легко, нужно просто перестать покупать билеты на эти фильмы в кинотеатры несмотря на назойливую мусорную и вирусную рекламу, нужно перестать смотреть их на ТВ, чтобы максимально снизить рейтинги каналов и сделать невыгодными их покупку и показы. Вменяемых людей, не желающих существовать в кривой искажённой лживой "реальности" о нашем прошлом и будущем подавляющее большинство, несмотря на безумную активность разрушающего умы и сердца людей либерального меньшинства.



"Тот самый Мюнхаузен", реж. М. Захаров, 1979 год
Необходимо стремиться к идеальному результату, который сторицей окупит все усилия и средства, потраченные на его достижение. Все моральные и технические средства для этого есть. Время давно пришло.



"Тот самый Мюнхаузен", реж. М. Захаров, 1979 год
Закончить этот материал я хочу словами знаменитого барона Мюнхаузена, в исполнении блистательного актёра Олега Янковского:

"Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!"

Уже давно пора проснуться и открыто рассмеяться в лицо тем, кто с серьёзными лицами пытается привить нам фальшивые дешёвые ценности вместо настоящих. Потому что они давно всех задолбали. Спасибо за внимание.

кино, мнение, герои

Previous post Next post
Up