Год экономической нестабильности для рынка маркетинговых исследований прошел несколько хаотично и скачкообразно, однако исследователи прогнозируют существенный рост.
Сегодня уже можно констатировать, что год прошел значительно лучше, чем прогнозировали большинство экспертов в конце 2008-го. По нашему мнению, это связано с тем, что рынок маркетинговых исследований в Украине был развит достаточно слабо. Фактически, бюджеты под исследования на постоянной основе выделялись в крупных отечественных компаниях, лидеров рынка, а также у международных компаний. Для них исследования это обязательный элемент их деятельности. То есть, если такие компании, к примеру, планируют выводить на рынок новый продукт, то сэкономить на исследованиях для них просто недопустимо.
В свою очередь, компании, которые имеют слабые позиции на своих рынках и так не являлись частыми заказчиками, такие проекты были скорее случайностью, чем закономерностью.
В разрезе отраслей
Если посмотреть глобально, то больше всего от последствий кризиса пострадал финансовый рынок, автомобильный и рынок недвижимости. Для компании, работающих в других секторах экономики, которые также значительно просели, как например, металлургия или логистика, исследования потребителей не является частью бизнес-процессов.
Основываясь на опыте нашей компании, можно констатировать, что на финансовом рынке, в частности в банковском секторе, на фоне общего сокращения бюджетов исследования оказались в привилегированном списке. Так, количество банков, которые используют результаты нашего регулярного синдикативного исследования потребителей банковских услуг - растет. Это вполне закономерно, так как у потребителей изменились финансовые установки, уровень доходов и структура расходов, а также много других показателей, которые крайне важны как для оценки эффективности маркетинговой активности в целом, так и для оптимизации существующих банковских продуктов, в частности.
Проблемы и потребности, с которыми столкнулись автомобильные импортеры и дилеры, мы внимательно изучили и предложили новый для рынка продукт. Он был принят основными игроками и сейчас мы на постоянной основе изучаем потенциальных покупателей авто. Для автомобильной отрасли кризис стал неким толчком для перехода от использования исследований для решения отдельных проблем, до изучения потенциальных покупателей авто на постоянной основе.
Что касается рынка недвижимости, то необходимо отметить, что компании, работающие в этом секторе, не являлись частыми заказчиками исследований. Все же, если говорить более подробно, то заказы сместились в сторону изучения ЦА элитного жилья и коттеджных городков.
На других рынках хоть и наблюдается некоторые спады, однако незначительные. Потребители, так или иначе, покупают товары и услуги, и менеджмент многих компаний давно пришел к пониманию того, что потребительское поведение необходимо тщательно изучать. Модель потребления во многих категориях значительно изменилась, что может подтолкнуть менеджмент к более интенсивному использованию маркетинговых исследований для принятия управленческих решений. Следовательно, этот фактор будет влиять на рост спроса, а в итоге и на рост рынка маркетинговых исследований.
Прогноз на 2010
Все крупные компании рассчитывают провести очень активный год. Многим необходимо восстанавливать утраченные позиции, а многим удержать приобретенные.
Если 2009 год в плане маркетинговой политики прошел под знаком нестабильности, яркими признаками которой стало помесячное планирование, попроектное бюджетирование и финансирование маркетинговой деятельности по остаточному принципу. То в 2010 год большинство компаний наших партнеров вошло с четким маркетинговым планом. Необходимо отметить, что бюджеты на маркетинг, и на исследовании в частности, в целом выросли.
Поэтому в построении стратегии развития нашей компании, мы ориентируемся на рост объемов рынка на 15-20% в 2010 году. А также на сохранение таких темпов роста как минимум на ближайшую пятилетку.
Дмитрий Карпенко, исполнительный директор исследовательской компании
Touchpoll Ukraine