Колымская трасса. История и реальность.

Nov 28, 2016 14:31

Колымская трасса - нитка дороги протяженностью 2000 километров связывает два региона - Магаданскую область и Якутию. Как ее только не называли. Колымский тракт,  федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма». До этого - трасса М-56. А иностранцы часто называют ее "Дорога на костях" (Road of Bones).

Это в общем-то неудивительно. Строить ее начали в 1932 году, и в основном использовались силы заключенных Дальстроя. Это и понятно, кому еще ее было строить. Строили тяжело, долго, мучительно - но она была нужна как воздух. Ведь с помощью лошадиной силы добычу огромных запасов золота не организуешь. И построили. К 1953 году завершилось строительство трассы Магадан - Усть-Нера.

Ну а дальше - модернизация. Сейчас - это вполне себе современная дорога, не смотря на то, что большей частью представляет собой грунтовку, за исключением первых 150 километров.

Я к чему этот опус в историю начал? Да просто прокатился по ней вглубь на 500 километров от Магадана , вот и хочу показать современную Колымскую трассу.




Поехали со мной?


Путешествие по Колымской трассе - это не развлечение. Особенно зимой. Сотовой связи нет, между немногими оставшимися поселками гигантские расстояния, особенно в глубине трассы, поэтому случись что с машиной - можно и замерзнуть. Не - на дороге встречаются машины - но иногда их приходится ждать часами. Раньше, в 90-е случалось, что человеку со сломавшейся машиной приходилось сжигать ее, что бы согреться и дождаться помощи.

Поэтому - для путешествия по трассе машина должна быть хотя бы минимально подготовлена. Сделана, заправлена, подготовленная к зиме. Тогда шансы на успешную поездку повышаются.

У нас с этим проблем не было. Новая Toyota Prado и водитель с огромным стажем поездок по Колыме - едь и наслаждайся, как пассажир, любуясь открывающимися видами.

1. Первые 150  километров трассы - асфальт. Это не так давно сделано, еще в середине 90-х здесь лежали бетонные плиты. Но их коробило от протайки вечной мерзлоты сильно, поэтому не так давно там где были бетонные плиты - положили асфальт. Со снегом у нас пока проблемы - но это только на побережье Охотского моря и окрестностей. В глубине Магаданской области уже давно и плотно снег покрыл все поверхности.



2.Проезжаем живописные места. Многочисленные реки пересекают дорогу в разных местах. При этом с погодой пока везет. Небо вполне себе разнообразное.



Кстати одной из проблем постройки трассы - было как раз сооружение мостов через реки и речушки. Но при строительстве мостов с 1955 г. стали применять сборные деревометаллические пролеты, разработанные магаданским инженером П. В. Дементьевым. Расход леса сократился в 6,5 раз, трудовые затраты в 3 раза. Первые мосты новой конструкции были построены через реки Хасын, Нерючи, Теньку, Берелех.

Сейчас таких постов не осталось - почти все бетонные. Но старый мост со сборными деревометаллическими пролетами можно еще увидеть на Теньке -это объезд Колымской трассы через Усть-Омчуг (Тенька). Выглядит красиво, но фотографии его я не нашел у себя.

3. Вроде как обычное явление для наших мест - особенно когда отъезжаешь от города - световой столб. Но я не так часто зимой бываю на трассе, что бы к ним привыкнуть. Поэтому с удовольствием фотографирую.



4. Да, небо знатное в эту поездку случилось. Видимость тоже отличная. Сиди в теплой машине на сиденье с подогревом, да води жалом вокруг, слушая музыку. А потом у меня как включилось что-то. Посмотрите на эти просторы. Понятно, почему в Дальстрое практически не было побегов. Куда бежать? До горизонта сопки, покрытые снегом, редколесная тайга наша да морозы. Такое убьет быстрее всякой охранки и погони. Особенно зимой. Да и куда бежать? В Магадан не проберешься - охранялся, да и на пароход не сядешь. До Чукотки 1500 километров по прямой необжитых земель, с Якутии с ее морозами тоже не выберешься. Вот и не бежал народ - глядя на все это.



5. 200 километров от города. И наконец-то источник цивилизации. Только такой - заброшенный. Поселок Атка - когда-то одна из самых крупных автобаз области. Сюда даже шел бензопровод длинной около 100 километров с поселка Палатка. Но бензопровод уже давно разломали на металлолом, автобаза в связи со стремительной убылью населения Северо-Востока страны стала не нужна, и поэтому этот поселок фактически закрыли. Хотя издали он кажется живым, но на самом деле все эти дома недавно опустели. Хотя жизнь еще теплится.



6. На въезде в Атку стоит символ ушедшей эпохи. Его даже недавно покрасили. А на заднем плане две пятиэтажки, в которых еще 5 лет назад была жизнь и звучал детский смех. Теперь они стоят и смотрят на трассу выбитыми окнами. Люди уехали, а дома остались. И так - почти по всей трассе.



7. Но в Атке еще есть жизнь. Дело в том - что это первая точка через 200 километров от города, в которой традиционно можно остановится поесть. Даже вот туалет тут поставили теплый. Кстати, теплый туалет - это очень, очень важно на трассе, где морозы за 40-50 - не редкость. Прямо таки сразу понимаешь разницу по сравнению со старым  (на заднем плане), когда приходится пользоваться. Реально - крутая вещь.



8. Народ обычно обедает в кафе Привал на Атке. Тут же останавливается немногий общественный транспорт Магаданской области. Вроде бы  и недалеко от Магадана - 200 километров, но проехать по нашим дорогам такое расстояние можно за 3-3,5 часа, а за это время можно и проголодаться. Поэтому кафе Привал - не сказать, что процветает, но скажем так - живет. В отличии от поселка в котором оно находится.



9. Попили кофе, и погнали дальше. Смотрим на виды за окном.



10. После Атки дорога проходит по узкой долине на которой имеется множество рек и ручьев. Названия у них - в основном местные. Хета, Бассандра, Ситесьми, Эликчан, Хитесьми. Погода радует - мороза нет, всего -18, а это значит, что на дороге снежны наст уже крепко сцепился с поверхностью, и машину не заносит на гололеде.



11.Но трасса все равно коварная. Зимой - скользко, летом - шлейфы пыли, ведь мы едем все-таки по грунтовой дороге. А представьте - сколько пыли поднимает 18 колес какого-нибудь тяжеловеса, везущего топливо в золотодобывающую артель со скоростью 60 километров в час. И надо этого тяжеловеса сквозь этот слой пыли обогнать. И часто случается что встречную машину в такой пыли просто не разглядеть. А значит, потом на дороге появятся новые могилы. Печально это. Не, летом дорогу поливают конечно, и даже на некоторое время пыль сбивается, но не надолго.



12. Но нам все дальше и дальше. Сквозь снег и мороз. До цели нашего путешествия осталось каких-то 250 километров.



13. На подъезде к перевалу "Дедушкина лысина" нас нагоняет плотная облачность. Солнце сквозь нее не видно. А еще начинается мелкий снег. Нет, он не волшебный - он как мелкодиспеционный  порошок, больше похожий на мелкую крупу, чем на снег. Чувствую - что фотки дальше будут уже не очень хороши, и откладываю фотоаппарат в сторону.



14. Так и оказалось. Да, стало живописнее гораздо после перевала. Но хмарь сверху, белы покров снизу - и вот вроде бы красивый пейзаж - превращается в статичную и печальную черно-белую картинку.  Обидно, надеялся - что ясно будет еще хотя бы 200-300 километров. Но не сложилось.



15. Еще через 130 километров приезжаем в поселок Ларюковая. Поселка давно уже нет, правда, но тут кипит жизнь. Здесь развилка - дорога разветвляется на основную, и отнорок уходящий к поселку Сеймчан (речной порт Колымы) и главной стройке области последние годы - Усть-Середнеканской ГЭС. Я там был уже, но летом надеюсь побывать еще, на самой ГЭС. Но отвлекся.Главное здесь - не стела - а кафе. В принципе - по праву лучшее кафе на Магаданском участке Колымской трассы. Рекомендую солянку там - не пожалеете. Правда, на цены смотреть не стоит - средний обед из первого второго и салатика - 700-900 рублей. Но на ближайшие 100 километров во все стороны тут ничего больше нет, а марку они держат, поэтому и выхода нет. Тут даже ловит МТС и Мегафон от близлежащего поселка Оротукан. Связь и трафик создали этой кафешке все условия, что бы у них останавливались все, кто ездит по этой трассе.



16.Пообедали - и дальше. Осталось всего 130 километров до пункта назначения.  Проезжаем поселок Оротукан. Когда-то это был большой поселок области, тут был ремонтный завод тяжелой техники, в котором обслуживались все золотодобывающие организации в округе. Но завод стал нерентабельным, его закрыли, а затем и срыли - найдя под ним золото,  и теперь поселок так же как и многие другие смотрит на трассу пустыми глазницами окон. Печальное зрелище, на самом деле. А ведь когда-то здесь жили люди, любили, работали, заводили детей. Была даже своя горнолыжка, окружающие сопки позволяют. А теперь ничего. Я тут слушаю иногда наше магаданское правительство, которое с умным видом вещает нам о развитии области, об увеличении рождаемости, о благоприятном инвестклимате области, о дальневосточном гектаре, а потом смотрю на эти вот пустые дома некогда процветавших поселков - и думаю - а где правда? В инвестклимате или в том что очередной поселок стоит брошенный? И кому тут понадобится дальневосточный гектар, и что ты сделаешь с ним, имея в соседстве такую вот заброшку? Да ничего ты с ним не сделаешь. Помыкаешься, да и уедешь обратно домой.  Все, не будем о грустном. Дорога зовет дальше.



17. Проехав еще пару заброшенных поселков (Спорное, Рыбный) наконец-то подъезжаем к объекту, на котором я давно хотел побывать. Новый мост через реку Колыма. Сдали в прошлом году. Старый был уже аварийный, простоял с 1939 года и был односторонний.



Немного истории старого моста через Колыму с сайта www.kolyma.ru   авторства Рудольфа Седова:

Но не все было подвластно энтузиазму строителей. 23 августа 1939 г. в бассейне Колымы разразился катастрофический паводок. По данным метеорологов такое явление случается раз в тысячу лет. После ливневых дождей уровень воды у моста поднялся на 11,5 м. Опоры были затоплены полностью, у моста образовались заторы. Чтобы вода не сорвала сооружение, на мост загнали груженные камнем автомашины. Трое суток продолжалась борьба со стихией. Мост выстоял, но ремонтные работы потом продолжались полгода.

Колымский мост пережил еще одну драму. В 1943 г. «с легкой руки» начальника «Дальстроя» И. Ф. Никишова и вопреки мнению инженеров на трассу вышли тяжеловесные «Даймонды». Они разбивали полотно, при проезде их по мосту прогибы арок достигали 35 см. Мост и трасса противостояли американским мастодонтам пять лет, и только с приходом нового хозяина «Дальстроя» строителя И. Г. Петренко тяжеловесы были сняты с трассы и начато строительство металлического моста. Движение по новому мосту открылось 20 мая 1953 г.

Сейчас от старого моста остались только быки. Зачем надо было разбирать настил старого моста - совершенно не понятно. Два моста лучше же чем один?

18. Кстати, возле моста через Колыму сложился интересный микроклимат. Дело в том, что в 30 километрах выше по течению на Колыме стоит Колымская ГЭС. Вода Колымы, проходя через турбины - долго не может успокоится, поэтому даже на 30-градусном морозе не замерзает. Поэтому все деревья по берегам Колымы стоят в зимнем наряде и выглядят как в сказке. К весне - этот зимний наряд еще больше утолщается и становится совсем роскошным. К сожалению погода и желание быстрее добраться до места не дали пофотографировать это явление более плотно. Надо было ехать дальше.



19. Проезжаем по мосту. Да, видно опоры старого моста и здания поселка Дебин. Кому что-нибудь говорит имя Варлам и фамилия Шаламов - знают, что именно в этом поселке он выжил, потому что его приняли в штат больнички местной. Кому ничего не говорит - советую почитать его "Колымские рассказы" - тогда будет более понятно, что такое Колыма и как тут все это было.



На а еще через 50 минут мы уже въезжали в поселок Ягодное - нашу точку назначения в эту командировку. Сам поселок я еще покажу, пока же тут только про трассу.
В общем-то на путь, который в 50-года прошлого века отнимал несколько суток на 500  мы потратили всего 7 часов с обедом и перекурами. Недолго?  Да. Меняется трасса. Даже в 90-е года прошлого века на этот путь тратили в два раза больше времени. Но тогда и машины были попроще, и дорога похуже. Сейчас - дорога вообще отличная.

На обратном пути из Ягодного я почти не снимал. Погода не позволяла сделать интересные кадры.

20. Разве что вот.



Но зато, я уже по традиции, прикрепил к лобовому стеклу машины камеру, и заставил ее делать один кадр в 2 секунды. Потом собрал все это в небольшое видео. И теперь хочу его показать. Получилось неплохо - всего за 4 минуты вы проедете 500 километров по одной из самых опасных дорог мира (по версии NatGeo). Рекомендую, особенно для земляков, уехавших на "материк", и вспоминающих - как здесь было жить.

Простым моим читателям - рекомендую смотреть с 2:50 -  там очень интересный эффект от солнца заснялся - Паргелий. Не каждый раз его увидишь. А у меня он еще и в динамике получилось. Если кому и это не интересно - то я хотя бы попытался все это красиво оформить музыкально. :)

Вот это  видео. 500 километров за 4 минуты:

image Click to view



Вот такая вот зимняя Колымская трасса. Летом живописнее у нас, но пыль - бич этой дороги. Сколько летом из-за нее машин разбилось - сложно сказать. И что с этим сделать - никто не знает.
Зимой - пыли нет, но морозы добавляют своих сложностей.

В общем, рассказал, как есть.

З.ы. Для тех, кто захочет прокомментировать по горячим следам - я сделал этот пост отложенным и выпустил его, как раз тогда, когда лечу в Москву в очередную командировку. Поэтому не могу вам сразу ответить на комментарии. В самолетах с интернетом еще хуже, чем на Колымской трассе. Поэтому как прилечу - отвечу! :)

Добавляйтесь в друзья.
Или не добавляйтесь, сами решайте.

Я есть на фейсбуке, в твиттере, и с недавних пор в гуглоплюсе. Добавляйтесь!

зима, Путешествия, трасса, Колыма, фото

Up