Ланковая: по зимним маршрутам Охотоморья. Не мое.

Dec 22, 2015 15:28

По суровости климата и скудности природы Колымский край сильно напоминает Окинский район Бурятии. Здесь также много и старых дорог, проложенных по сопкам через лиственничную тайгу и болотистую тундру еще во времена СССР. Главное, снега здесь выпадает раз в десять больше, чем в Окинском районе. И после первого тихоокеанского циклона не то что по лесу - по реке на обычной, нелифтованной, машине не проедешь. Логично, что снегоход для активного магаданца становится вторым необходимым видом транспорта.

Впрочем, иногда приход циклона, несущего в себе килотонны снега, задерживается. И тогда у магаданцев есть короткий период времени между первым крепким льдом и большим снеговым замесом, когда можно доехать до заветных точек на обычной машине. Одной из таких точек является река Ланковая.



Маленькое отступление:Те, кто меня давно читает, уже поняли - что строки выше - это не мой текст. Я так не пишу. Просто давно не было выездов у меня на рыбалку, а товарищ у меня ездит на них почаще. Поэтому я и решил немного попиарить своего постоянного напарника по рыбалкам, отличного спеца в добывании уловов и просто хорошего человека. Слог у него дивный, отчеты выходят на удивление интересными и информативными, поэтому вот - рекомендую ознакомится. Дальше - рассказ от его имени.

Продолжение отчета - под катом:


Ланковая - классическая тундровая речка: тихая, меандрирующая, с темной водой и длинными плесами, где летом гуляют горбуша, кета и кижуч, а зимой их молодью питаются кунджа, мальма и хариус. В пойме реки множество больших и маленьких озер, большей своей частью неизведанных, но, по слухам, богатых на озерную кунджу. Долина Ланковой очень широкая, огорожена с северной стороны живописными отрогами гряды Билибина, а с южной отделяется от Охотского моря мелкосопочником гряды Кил. В долине этой в советскую эпоху активно развивалось животноводство, а вместе с ним и заготовка сена, в связи с чем по и вдоль реки было проложено несколько летних и зимних дорог. Послушать старожилов, так в старые добрые времена летом Ланковая гудела моторами вертолетов, вездеходов, тракторов, грузовиков, а зимой к ним примежались звуки «Нив», УАЗиков и мотоциклов. До сих пор по берегам еще виднеются остатки от богатого когда-то совхоза: станы Бараборка, Белая Церковь и т.д…

Долина Ланковой. Гряда Билибина:


Совхоза того давно уж нет, а вот дороги остались. Только саней с сеном, заравнивающих кочкастую тундру до блеска боулинговой дорожки, на них теперь не увидишь. Всё рыбаки да охотники.

Повторюсь, но еще раз скажу, что любая рыбалка в удалении 50 км от Магадана - это испытание. В первую очередь, испытание техники и человека сложной и рискованной дорогой. Что касается зимы, хорошо, если только залетишь в сугроб и испытаешь все прелести трудоемкого процесса копания лопатой. Самое зловредное препятствие на зимней дороге - наледи, как живые, так и замерзшие. И без них никуда, они везде!



После преодоления воды подвеска на морозе мгновенно дубеет, машина несчастно скрипит и стучит, а колеса после длительной стоянки могут намертво спаяться. В лесу можно угодить в коварную ловушку, провалившись в неприглядной ржавой «лужице» по самые пороги - это наледь заполнила глубокую яму, заровняв ее с землей.





Частенько языки наледи покрывают косогоры, по которым проложена дорога, и тогда, неровен час, машину легко может потащить вниз и перевернуть. И так далее, и тому подобное.

В этот раз удачно так зацепился передними колесами за траву и не улетел по обрыву в ручей. Лебедочка выручила:


Но самая печаль, конечно, попасть на реке на тонкий лед. И тогда магаданская интернет-сетка снова запестреет фотками очередной машины утопленницы, порождающими острую дискуссию на тему «А оно надо?!».

Начиналось все безоблачно:


Прервалось нежданно


Но закончилось благополучно.




Ну, а куда деваться? Надо! Но без фанатизма…

Вот и на этот раз без приключений не обошлось. Сначала почти час искали проезд через реку Ола (в виду малочисленности крупной рыбы и неспокойного характера зимой Ола у магаданцев особой популярностью не пользуется), по которой верхом пошла глубокая вода.





Благо, нашли снегоходный путик местных охотников, по которому и выехали, проломившись через густые береговые заросли, на другой берег. Потом, залетев по путику в снежный надув, долго откапывались, так как длины троса лебедки до ближайших деревьев не хватило.



Нервы успокоились, когда выехали на Ланковскую тундру. Здесь неприятностей ждать не приходилось: нудная трясучая дорога с кочки на кочку, первая-вторая передача, больше часа езды. Зимнее северное солнце еле-еле поднималось над горизонтом и скреблось по гребню залесённой сопочки.



Полдень, а тени длинные-длинные. На севере, километрах в 20, белоснежные склоны Билибинской гряды отражали холодные солнечные лучи мягким розовым цветом.



Дикие и безжизненные места. На снегу вдоль дороги ни следочка. Где зайцы, где лоси, где глухари и куропатки, которых когда-то здесь было в изобилии? - задается вопросом напарник - старый ольский охотник и рыболов по прозвищу «Ороч». Как появились снегоходы, в ближайших от поселков окрестностях исчезла жизнь. «Вот в этом перелеске всегда глухари жили. Там в кустах у ручья я петли ставил на зайца. На лыжах 30 километров с Олы шли, всегда чего-нибудь добывали. А сейчас… Эх!».

Поднимаемся на перевал «Шумный», названный так по причине постоянно дующего ветра, и спускаемся в лес в долине Ланковой.
Кочки заканчиваются, зато появляются ямы и колея. Снега в лесу много больше, чем в тундре, не ровен час слетишь в сугроб с накатанного путика. Снова откапываться совсем не охота.



Два с лишним часа напряженного автовождения заканчиваются при выезде на лед реки. Ровнёхонький, накатанный не одним десятком машин путик устремляется вверх по течению. Вниз никто не ездит. Там Ланковая заныривает в узкую щель между сопками и примерно 10 километров бежит в теснине, получившей название «Ущелье». В «Ущелье» множество мелких и быстрых перекатов, из-за промерзания которых оно забито торосами и залито наледями.

Вверх по реке проехать можно не больше 30 километров. Участок реки, бежавшей единым руслом, заканчивается, и появляются многочисленные протоки с пустотами во льду и коварными промоинами. После историй об утопленных машинах народ высоко по Ланковой предпочитает не подниматься. Рыболовных «точек», где зимой можно поймать рыбу, хватает и на проверенных участках реки.



На одну из таких «точек» меня и ведет «Ороч». Таим с ним надежду наловить крутобоких хариусов, шустрой мальмы и могучей кунджи - той самой «большой тройки» охотоморских речек. Иной рыбы, кроме всякой мелочи, зимой в реках, впадающих в море, не поймаешь. Правда, и в Оке, помнится, не такая уж и разносортица была. Помимо главной рыбы горных рек - хариуса, можно было поймать налима, ленка, ельца, а в Шутхалай-нуре и сига-пыжьяна.

На реке солнца уже нет, ушло куда-то за сопки. Холоднее, чем в Магадане, градусов на 10 - сказывается удаленность от моря. При морозе за «двадцатку» к организации рыболовного процесса приходится подходить основательно. Сначала две лунки по одной линии под прикорм, потом еще три под удочки. Ставим палатку так, чтобы вторая прикормочная лунка оказалась в ней. В нее определим сетку с икрой, а во вторую, выше, кормить будем тоже икрой, но россыпью, кормушкой на дно. В палатку газовую горелку, свет - ну почти как дома!



Теперь займёмся прикормом. Дело это важное, основа успеха. С бормашем местная рыба предпочитает дел не иметь, да и не встречается он в Охотоморье в том изобилии, как в Прибайкалье. Кормить местных гурманов будем икрой.

Вообще с приобретением прикормки в Магадане проблема. В рыболовных магазинах не купишь никакой. Сухого гаммаруса можно найти в зоомагазинах: пойдет на корюшку в озере Глухом или где-нибудь по лиманам. Испорченную икру иногда продают на рынке, иногда появляются объявления на местном форуме.

Но «Ороч» рыбак основательный и опытный, давно уже приобрел секретные связи на разных предприятиях по переработке рыбной продукции, через которые и достает икру в необходимых объемах. Вытаскиваем из машины контейнер, в котором икры, была б она свежая, по рыночным подсчетам, тысяч на двадцать. Набиваем ей сетку для овощей и в лунку. Вода сразу же побелела - вот от этого «молочка» и теряет голову рыба. В верхнюю лунку высыпаем кормушкой на дно «россыпуху», пускай течением разносит под палаткой.





Мороз тем временем крепчал. Это плохо. Не любит рыба мороз. С понижением температуры воздуха, опускается температура и воды, соответственно замедляются и жизненные процессы у рыбы. Стоит где-то в оцепенении, без аппетита, без настроения. По идее, надо бурить лунки, искать. Но лед с песком и камнями. На 4 лунках убил три пары ножей.

Речной ледок он такой. Не знаешь, что ждет твой бур:


Гораздо больше шансов попасть на хороший клев при оттепели, но она была позавчера и обещают послезавтра. Будем высиживать и надеяться на лучшее.

Для ловли местных лососевых у магаданцев два варианта снасти. Принцип их работы немного разный, поэтому и эффективность при различных условиях отличается. Решаем с Орочем, что будем пробовать на оба: у кого хуже будет клевать, тот переходит на другой вариант.

Ороч, соответственно, рыбачит на орочанку. Самодельная латунная мормышка-пуля с крепким кованным крючком. Заводские мормышки уж больно не надежны: их крючки разгибаются на крупной рыбе. Чем неактивнее рыба, тем меньше орочанку надо ставить. Ее, конечно, будет сносить по течению, будет теряться чувствительность (а рыбачат без кивка), но напарник у меня таков, что не только поклевку, он подход рыбы к приманке почувствует.

Я же монтирую снасть, о которой проживая в прибайкальских краях и слыхом не слыхивал. На конце снасти грузило, а выше него сантиметров в 10 поводок с крючком. Причем поводок длиннющий, чуть ли не с полметра. Первый вопрос, возникающий при виде такого монтажа, а как поклевка будет видна? При таком поводке ни кивок, ни чувствительность пальцев не поможет. Сомнительно все это! Поэтому я в свое время предпочитал проверенные байкальские настрои с мушками на коротких поводках. Однако, как оказалось, при вялом клеве такие настрои отказывались «работать»: видимо, рыбу настораживала основная леска.

А вот снасть с некрупным крючком на длинном и тонком поводке, который более натурально двигается на течении, оказалась эффективной. Решение вопроса с подсечкой рыбы аналогичное, как на омулевой рыбалке: постоянно играем снастью и на «стопорении» подсекаем.

Конечно, приноровился я к этой снасти не сразу. Тут и проблемы с тем, что крючок чаще цепляется за нижний край лунки и его труднее сбить за счет грузила; и что крючок иногда пребольно впивается в палец, когда насаживаешь приманку, а грузило с колена упало… Но… Но при ловле белого хариуса в дельте Селенги эту снасть однозначно надо пробовать. Или на Ангаре с припоя.

Сели с Орочем в палаточке, задушевные разговоры завели. Об охоте на гуся, чем так славится наша область, о медведях зловредных, о корюшке, что скоро должна зайти в бухты. На крючках пучки опарышей с янтарной кижучевой икринкой на конце. Аппетитно так смотрится… Однако крупняк не спешит радовать поклевками.



Долбики. Один за другим вешаются на крючок, покоя от них нет! Долбят по приманке, измусоливают опарышей, срывают икру. Только успевай насаживать по новой. Долбики - это молодь лососевых, отнерестившихся в Ланковой по лету-осени. Что из них горбуша, что кета, что кижуч - разберет, наверное, только специалист. Одинаковые все, пятнистые, на форельку похожие. Смысла разбираться в них, впрочем, особого нет, лов их запрещен Правилами. Не зря еще одно распространенное название лососевой мелочи - «тридцатники». Я тоже поначалу думал, что прозвище от размера произошло. Ан нет, в советские времена за каждую незаконно загубленную особь влепляли по 30 рублей штрафа. Вот и закрепилось название. Привет из СССР…


Активность «тридцатников», по-видимому, никакой мороз придавить не может. Клюют при любой температуре и погоде. Верная примета: если долбики задолбали, хорошей рыбы не жди. С хариусом мелочь еще уживается, с мелкой «селёдочной» мальмой тоже, но крупный хищник типа топи или кунджи «тридцатников» разгоняет махом. Так что, если рыбачишь на проверенном месте, а под водой никто снасть не теребит, жди скоро хорошего надава.

У нас сегодня, судя по беспределу долбликов (а в довершению ко всему к ним еще присоединились и речные бычки-подкаменьщики), хорошего надава ждать долго. Но, к сожалению, иных вариантов, как ждать да выжидать, нет. И плес, лед которого в камнях и песке, новыми лунками не избуришь. На другое место ехать уже поздно - темнеет.

Конец первой части.

Маленькое отступление: Вот такие отчеты пишет мой товарищ и напарник по рыбалками. Есть и продолжение этого отчета. Вот оно. Но прежде чем туда перейти, поделитесь впечатлениями в комментариях. Все таки человек старался, писал... :) Если не сложно! :)

спер чужое, рыбалка, Колыма

Up