Методы борьбы с памятниками.

Apr 09, 2016 16:05



В давние времена бороться с памятниками истории и архитектуры было значительно проще.
 Появлялась, например, в античной местности странствующая военная фаланга на хозрасчёте.
- Мужественные воины! Коллеги! - обращался к подчинённым главнокомандующий. - Тут у меня идея интересная появилась - сравнять с землёй населённый пункт, что вот там на холме. Вопросы есть, просвещённые?
 Вопросов у просвещённых, как правило, не возникало. Ощущая своё историческое призвание, они работали как можно старательнее. И вскоре от объекта не ставалось камня на камне.
 Сейчас с этим делом, конечно, тяжелей. Тут не то что город с четырёх сторон поджечь - домик трухлявый без разрешения исполкома не тронь.
 Одним словом, явное сковывание инициативы энергичных хозяйственников - представителей прогрессивного экономического мышления.
 А прогрессивное мышление, между прочим, так и говорит, невыгодно (экономически) восстанавливать всякие нефтики и барельефчики. Невыгодно приглашать учёных и реставраторов, платить им по их художественным расценкам, чтобы по кирпичику перебирать весь тот хлам, имеющий какое-то культурное значение.
 А выгодно (экономически) пригласить взамен одного бульдозериста и одного экскаваторщика - с соответствующей боевой техникой.
 И в том, что торжествует это здоровое мышление, мы убеждаемся каждый день.
 Время, уважаемые товарищи, как известно, просто таки чудесная категория в понимании порчи материальных ценностей.
 Вот ходит она, подкованная личность, вверенной ей улицей. Ладошку к глазам козырьком прикладывает и ласкает взглядом облупленные фризы и карнизы. Сегодня, конечно, не дадут ещё разрешения на ликвидацию такой красы. А завтра - сами с разрешением прибегут, когда эта краса начнёт гражданам на головы падать!..
 Когда время не хочет брать своего, то есть того, что мы ему предлагаем, времени стоит помочь.
 Например, устроить блицообновлние по поводу какого-то торжественного события, что надвигается согласно календаря.
 Мобилизованый в реставраторы контингент из бухгалтерско-канцелярских и других подневольных профессий мигом окрашивает окрестные сооружения в самые приятные глазу высшего районного начальства цвета. Тогда что в гарячке подмазывается, что-то подправляется. А то, что не подмазывается и не подправляется, мимоходом ликвидируется.
 Существует множество и других надёжных способов существенно помочь времени. Благодаря им ушлый хозяйственник опаснее для исторических сооружений, чем сель для сооружений горных районов Средней Азии.
 В конце концов, обрыдлый памятник можно завалить даже в том случае, когда высокое городское начальство даст, по крайней мере, незапротоколированое указующее знамение - в виде лёгкого подмигивания.
 То есть околоархитектурную общественность, так сказать, перед свершившимся фактом.
 Идёт, например, эта общественность в химчистку и радостно убеждается: на месте стоит руина великого культурного значения - с кариатидами и балконами облущенными. "Вот и хорошо!" - думает общественность и продолжает шествие. А возвращается - ни кариатид, ни балконов, ни стен, где эти балконы цеплялись. Только бульдозер грозно рычит и что-то в пыли догрызает...
 Правда, сейчас с общественностью лучше не шутить.
 Общественность может, например, открыто про всё это в газету написать. И всякие разговоры- подстрекательства - "культурная среда это основа гражданского, патриотического воспитания" - ей теперь запросто с рук сходят. Даже законом об охране памятников на тебя, как мечом карающим, обрушиться норовят...
 Впрочем, правосудию тут очевидно, прийдётся ещё долго свой меч точить. Это достаточно архаическое оружие, оказывается, ничто в сравнении с современным боевым  бульдозером сознательного борца с памятниками. В его же деяниях даже корыстно-преступных намерений не найдёшь. Одно дело, если бы он, допустим, эту кариатиду облупленую к себе на дачу уволок. Усы ей дорисовал, чтобы не опознали, и мешками с картошкой замаскировал. Тогда, конечно, преступное намерение. А если экскаватором её, в пыль - никаких мотивов. Именно радикальное решение проблемы на основе соображений высшей экономической целесообразности.
 Кто же объяснит этому сплошь прогрессивному индивидууму с экскаваторной инциативой, что нельзя в один прекрасный день историю, культуру, память признать нерентабельными?
 Кто ему это всё объяснит? Неужели сам поймёт?
 Сергей Лебидь. "Экскаваторная инициатива" 1988год.

Ну сейчас разве что ноу-хау, это объявить прошлое преступным. Да и крепкие ребята вполне заменяют бульдозер... Да я сейчас стараюсь давать не фрагменты, а полный текст. Если у кого-то есть пожелания - обращайтесь. (примечание переводчика)

история украинской фантастики

Previous post Next post
Up