Во все времена музыкальная культура являлась своеобразным зеркалом настроений и состояний человечества. Современные формы того, что мы называем «музыкой», выглядят устрашающе опасными для человеческой души - по крайней мере, некоторые из них. Сегодня нас атакует разросшаяся до немыслимых размеров поп-культура, металлические какофонии и ставшие всенародным достоянием чисто негритянские ритмы рэпа. А в течение нескольких последних лет на человечество обрушилось последнее «околомузыкальное» изобретение (имеющее электронные корни) - рэйв-культура, которую, впрочем, с большим трудом можно отнести к понятию «музыка», которую человек в состоянии воспринимать нормально. Вспоминая классическую фразу - «если это есть, значит это кому-нибудь нужно», - не возникает желания спорить о праве на существование того или иного жанра. Все эти стили благополучно существуют по правилам и законам шоубизнеса, и менее всего заботятся о духовности. Я не собираюсь читать проповеди о духовном воспитании молодежи. Просто многие люди даже не подозревают о существовании громадного музыкального пласта, который называется Электронная Музыка. К счастью, в последние годы занавес неизвестности над этим термином немного приподнят, но это совсем не значит, что, зайдя в любой музыкальный магазин, вы увидите на прилавках сотни альбомов из мира электронной музыки. Столь же тщетными будут ваши попытки прочесть что-то вразумительное о ней в отечественных музыкальных журналах. При обильном потоке аудио-видеоинформации, которая поступает к нам ежедневно, вполне может сложится мнение, что никакой другой музыки, кроме той, которую показывают и о которой пишут, больше не существует. Но это совсем не значит, что люди не нуждаются в иной музыке, в иных настроениях и впечатлениях. Электронная музыка в ее многоликом разнообразии существует уже десятки лет. И самое парадоксальное - революционными изобретениями в области электронных инструментов и синтезаторов мир обязан именно России: Лев Термен (начало 20-ых годов), Евгений Мурзин (начало 60-ых).
Усыпанное звездами ночное небо всегда привлекало человеческие умы. С появлением электронной музыки тема Космоса стала чуть ли не доминирующей.
Сегодня трудно найти человека, который не слышал бы этого словосочетания - «электронная музыка». Но, к сожалению, под этими словами многие подразумевают многое. Сухие, математически выверенные композиции экспериментальной и электроакустической музыки, монотонно-бубнящие ритмы техно, продолжение традиций электронного рока и секвенсорной музыки 70-ых, электронные проявления поп-культуры - ко всему этому сегодня, к месту и не к месту, применяют термин «электронная музыка».
Ни в СССР, ни в России, пожалуй, никто и никогда серьезно не уделял большого внимания этому музыкальному направлению. До недавних пор в нашей стране с понятием «электронная музыка» ассоциировалось 5-10 известных имен: Эдуард Артемьев, Vangelis, SPACE, Jean Michel Jarre, KITARO, Isao Tomita, TANGERINE DREAM, Klaus Schulze и так далее. До недавних пор и в бывшем СССР, и на Западе отношение к этому жанру было далеко не однозначным. Многие музыканты и критики не признавали и не верили в «музыку машин», многие оспаривали даже применение слова «музыка» к этим произведениям.
Сегодня стилистические и концептуальные различия легкого слащавого new age, пасмурные «шульцевские» коллажи, роботизированные ритмы Kraftwerk, многочисленные ответвления техно и рэйва, стремительно проникают друг в друга, порождая новые формы и целые музыкальные галактики, в которых и происходит таинство слияния и взаимопроникновения стилей и жанров. И нередко практически невозможно квалифицировать то или иное произведение, каким-то одним словом обозначить его жанр. Искусственный электронный мир расширяет границы своих возможностей постоянно. Однако можно сказать, что в этой области уже все было сделано и сказано лет так 20 назад, и большинство современных работ - лишь поиски новых вариаций, интерпретаций и завуалированного повторения старого на этом благодатном поле синтетических миражей. Появляются новые ритмы, тембры и настроения, но по сути ничего революционного уже, к сожалению, не происходит. Более того, многие достойные коллективы прошлого все чаще прибегают к изменению своей творческой направленности с оглядкой на законы шоубизнеса. И несмотря на совершенствование клавишно-компьютерной техники и трансформации идей, музыка все чаще становится какой-то слишком отшлифованной, слишком пресной. В 90-ых царит своеобразный застой идей, которые появились в далеких 70-ых. Похоже, что эти прекрасные музыкальные горизонты все больше покрываются непроницаемым туманом коммерческой поп-культуры и домашними пародиями на музыку Шульце и Жарра.
Электронная музыка в состоянии передать самые потаенные и сокровенные человеческие мечты и душевные переживания. Это удивительный мир, в котором вашим проводником является ваша фантазия. И если ваша душа приемлет этот бесконечно многогранный электронный мир, если вы нашли ту самую дверь в своем сознании и переступили порог, оказавшись среди теней и призраков ирреальных измерений, если вы не прочь окунуться в море калейдоскопических осколков реальности и вымысла, фантазии и мечты; если вы не прочь пройтись по сумеречным аллеям памяти, по лабиринтам и запутанным тропинкам полузабытых, полустертых снов и видений - добро пожаловать в Электронную Вселенную, добро пожаловать в мир иных реальностей.
Автор: Мартин Ландерс
Источник: журнал «Music Box» № 1 (10) 1998
PS: на ныне несуществующем сайте Мартина Ландерса
martinlanders.ru данная статья называлась «Электрические ландшафты» и была представлена скорее в изначальном варианте. Для журнала статья подверглась незначительному редактированию с удалением некоторых слов, речевых оборотов и ошибок.