Интервью с Дмитрием Васильевым

Feb 04, 2019 13:44




Наконец-то выдалось время поделиться довольно уникальным матриалом, который, уверен, будет интересен всем, кто знал Дмитрия Васильева в той или иной мере. Обращаю внимание, что текст перепечатан с сохранением всех неточностей и ошибок.


…Долго думали, кто из нас четверых умеет писать... В итоге выпало мне. Нижеследующее интервью с издателем журнала «Независимая электронная музыка» должно было войти в третий номер зина «Мой папа собака», но Петя (hand-make@mail.ru) вдруг передумал его делать и отдал материал нам. За что ему большое спасибо!


  1. Здравствуйте, Дмитрий! Для начала, расскажите, пожалуйста, историю журнала - «Независимая электронная музыка», когда у вас впервые появилась мысль начать издавать собственный журнал?


Первый номер вышел в 1995 году. У меня всегда преобладал интерес к фундаментальным знаниям о музыке, и с самого начала я старался систематизировать информацию - в первую очередь для себя же, чтобы было легче и удобнее ориентироваться. К тому времени у меня уже была собрана некоторая информационная база. Мне казалось несправедливой ситуация, которая сложилась у нас в стране с музыкальной прессой, да и вообще со всей инфраструктурой производства и потребления музыки. Информационный вакуум существует до сих пор, даже интернет не справляется с его заполнением. В 1995 году интернета у нас не было, не было также музыкальных магазинов, где можно было бы найти то, что меня интересовало. Журнал «Экзотика» (первый опыт независимой музыкальной журналистики, нашедший свое материальное воплощение) выдержал всего два номера (1991-1992) , после чего исчез. Передо мной было огромное поле для деятельности. Я не профессиональный журналист, да и вообще - человек, далекий от писательских амбиций. Мной всегда двигало желание популяризации необычной музыки, восторг дилетанта, желание поделиться своими знаниями и опытом. То обстоятельство, что за 10 лет я выпустил всего 4 номера журнала, говорит само за себя. Это непростое занятие, особенно когда делаешь все один от начала до конца. Идея сотрудничества с кем-либо для меня неприемлема, поскольку я человек дотошный и бескомпромиссный, любое малейшее несогласие для меня - серьезное препятствие. История журнала - это сам журнал. Все номера выходили очень небольшими тиражами, максимум в несколько сотен экземпляров. Большинство из них дошло до целевой аудитории - это главное.



  1. Какие у вас на сегодняшний момент музыкальные вкусы? И как эти вкусы менялись в течение жизни, в общем, какую музыку вы слушали на начальном этапе?


Мой серьезный интерес к этому начался с Клауса Шульце и прочих композиторов т.н. традиционной электронной музыки. На формирование разностороннего интереса повлияли в свое время радиопередачи Артемия Троицкого и Олега Тутова (Мартина Ландерса), а также людей, которые стояли у истоков рынка независимой музыки в России - Андрея Борисова (ассоциация «Экзотика»), Кирилла Старикова (Indiestate), Тимура Омара (Cold Lands). Им всем я безмерно благодарен за поддержку и развмитие моих музыкальных вкусов. Меня интересует все необычное в музыке, и в первую очередь - то, что аппелирует к темным скрытым сторонам сознания. И в целом, экспериментальная музыка любых стилей и направлений. Первое, что я услышал и оценил из независимой продукции: Skinny Puppy, Dead Can Dance, Coil, Psychic TV, SPK. Далее - Vidna Obmana, Whitehouse, Cranioclast, White Stains, Arcane Device, Werkbund, Asmus Tietchens, и т.д. - собственно, то, о чем я и писал постепенно в своем журнале. Сейчас я по-прежнему слушаю очень много самой разнообразной музыки, каждый день знакомясь с новыми именами. Моя коллекция музыки насчитывает около 5 тысяч альбомов на CD, кассетах, виниле, DVD и т.п.



  1. Даже беглое пролистывание журнала «Независимая электронная музыка» говорит о том, что люди, интервью с которыми вы переводили, либо сами задавали им вопросы, не настроены по отношению к жизни оптимистически, позитива никакого не наблюдается, не могу сказать, что это плохо, так как сам считаю жизнь страданием, но хотелось бы узнать... Почему при этом на CD к «IEM» №4 вы не включили более экстремальные группы, почему там нет, например, harch noise? :-)


Дело в том, что на диске представлены только проекты тех музыкантов, о которых идет речь в журнале, а точнее - тех, кто согласился участвовать в сборнике с эксклюзивным материалом. Я могу сказать только одно - общий пессимистический настрой в журнале не задумывался мной намеренно, и раз он производит такое впечатление - значит, говорит об истинных чувствах тех людей, которые интересны мне в творческом плане. Как говорится, много знаний - много печали.



  1. Мне очень понравилось оформление к диску, который прилагается к 4 номеру «IEM»? Оно явно сделано с любовью. Какое место в вашей жизни занимает искусство, дизайн? Интересно было бы также узнать ваше отношение к современному российскому искусству, кого можете выделить?


Честно говоря, визуальный дизайн - это мое больное место. Я не художник. Да и вообще не творческая личность. Над оформлением своей продукции мне приходится работать очень долго, дожидаясь подходящего момента, когда что-то начинает формироваться в моем представлении. Иногда вдохновение приходит извне, и я прошу кого-то из знакомых разрешения использовать их разработки для своих целей - например, дизайн обложки последнего номера журнала сделал мой хороший знакомый Георгий Белоглазов, известный также по своему музыкальному проекту Anthesteria. Что касается визуального/пластического искусства, то в нем я разбираюсь очень слабо, поэтому ни художников, ни архитекторов, ни дизайнеров назвать не могу. Что касается современного российского музыкального искусства, то я могу назвать несколько музыкальных проектов, которые считаю интересными и перспективными. Это - Cisfinitum, Hum, Staruha Mha, Kryptogen Rundfunk, Bardoseneticcube, Beautumn, Necropolis, Anthesteria, Eonic, Motor, CD-R.



  1. Удалось ли вам в свое время посетить московский концерт Legendary Pink Dots, если да, то какие у вас остались впечатления?


Нет, к сожалению, не удалось.



  1. Назовите, пожалуйста, ваш любимый альбом Merzbow. ;-) Что еще можете выделить из японской сцены. Как вам Melt Banana?


Мой любимый альбом Merzbow - это, конечно же, «Music for Bondage Performance», изданный в 1991 году австралийским лейблом Extreme. Довольно нетипичный для japanoise альбом, он скорее похож на ритуальный перформанс, к тому же там используется скрипка и металлическая перкуссия. Другие альбомы, которые мне понравились: «Venereology» (здесь Масами имитирует экстремально высокие тембры электрогитары, свойственные для death-metal), «Batztoutai With Material Gadgets» (здесь использует записи японского оперного театра), «Merzbeat» (здесь перемывает косточки всем стилям танцевальной музыки, от рок'н'ролла до техно), «Sleeper Awakes On The Edge Of Abyss» (здесь поражает тишиной своей музыки), «Brisbane - Tokyo Interlace» (просто интересный альбом, записанный в сотрудничестве с классиком коллажной музыки, австралийским композитором Джоном Ватерманном). До Melt Banana я пока не добрался, но могу рекомендовать Agencement, Astro, Aube, BusRatch, C.C.C.C., Deisel Guitars, Dislocation, Flying Testicle, Government Alpha, Keiji Haino, Hanatarash, Hijokaidan, Incapacitants, Jack or Jive, K2, Jun Kawabata, KK.Null, Kozo Inada, Monde Bruits, Mortal Vision, S-Core, Sachiko M, Masonna, Montage, Solmania, Space Machine, Tatsuya Yoshida, Violent Onsen Geisha.



  1. Хотелось бы поднять в нашей беседу такую тему как идеология. Как вы относитесь к музыкантам, которые в основу своего творчества ставят не искусство в первую очередь, а идеологию. Почему люди не могут заниматься искусством только ради искусства, зачем примешивать к музыке какие-либо экстремистские взгляды, эзотерику, оккультизм. Можно ли сказать, что подобные вещи могут навредить творческому человеку? Как вы относитесь к людям, которые меняют свои убеждения на диаметрально противоположные, например Дэвид Тибет из Current 93 долгое время забивал головы своих слушателей антихристианством и идеями Алистера Кроули, что не помешало ему в последствии христианство и принять.


Я думаю, что музыка неотделима от мира людей и помогает нам лучше почувствовать и осознать как свой собственный, так и чужой опыт. Конечно, порой мы становимся свидетелями поверхностного и показного интереса к какой-либо идеологии, конъюнктурного подхода, вопиющего дилетантства и некомпетентности, но все же в большинстве случаев слушатель может извлечь для себя что-то интересное из любой идеологии. Вообще, одна из целей любого произведения искусства - пробуждать творческий процесс в людях, и если оно этого добивается, то средства не так уж и важны. В конце концов, и в самой музыкальной практике есть много теорий и практик, которые вполне сравнимы с эзотерикой и оккультизмом - это и академические течения, и различные иные субкультуры. Навредить творческому человеку. Да и любому человеку вообще может только лишь он сам. Что касается смены убеждений - я вполне понимаю это и даже считаю, что менять убеждения необходимо, потому что всё в нашем мире относительно. Да и в чём можем быть уверены, и чего может стоить наша уверенность перед лицом вечности?



  1. Как вам кажется, должен ли музыкант, либо человек, который просто исследует музыку, занимаясь экспериментами или звуковыми коллажами, отвечать за свои действия, слова и может быть за людей которые будут слушать его творчество?


Нет, я полагаю, что каждый должен отвечать только сам за себя. Брать ответственность за незнакомых людей - слишком тяжелая, даже вряд ли выполнимая задача. Вообще я считаю, что музыкант не должен думать о своей аудитории слишком много, потому что музыка - это абсолютно индивидуальное занятие.



  1. Как вы относитесь к людям? На какие критерии вы их делите, есть ли у вас какая-то градация человечества? С какими людьми вам не приятно общаться? Интересно ваше отношение к мизантропии.


У меня нет никаких предубеждений относительно людей. Есть те, кто мне интересен в плане делового сотрудничества, а есть и те, кто мне дорог по личным соображениям. Больше всего расстраивает безответственность, но я не питаю иллюзий и не надеюсь на чудесное превращение. Любое творчество вызывает уважение, а способности и целеустремленность помогают при реализации - вот и вся градация, пожалуй. Мизантропия - результат разочарования в людях, которое неизбежно при завышенной или заниженной самооценке. Возводить мизантропию в какое-то особенное ценное состояние души я бы не стал, хотя иногда она может способствовать установлению внутреннего равновесия.



  1. В чем вы видите смысл жизни человека? Ваше отношение к религии?


Я не религиозный человек, поэтому к религии отношусь снисходительно. Единственная вещь, в которую я верю - это то, что я когда-нибудь умру. Смысл жизни - в самой жизни, каждый человек волен выбирать его самостоятельно.



  1. Назовите своего любимого писателя, литературного героя, произведения, которые повлияли на вашу жизнь. Какую книгу вы последний раз держали в руках?


Я не очень начитанный человек. Самое выдающееся произведение, под влияние которого в попал, это «Дорога краем пропасти» А. Чумакова. Оно было опубликовано в журнале «Наука и религия» в начале 90-х. В настоящее время ничего не читаю, а последнее, что прочитал - это «Железо, ржавое железо» Берджеса.



  1. Какое кино наиболее ужасно, современное российское, либо американское? Есть ли у вас любимых документальный фильм? Что вам больше всего симпатично из мировой истории кинематографа?


Если имеется в виду популярное кино - то, конечно, в американском процент пошлости несомненно выше. Что касается российского кино, то, помимо классики советского кинематографа, мне еще очень интересен период начала 90-х, когда уже не было идеологической цензуры, но зато было государственное финансирование, благодаря чему появились такие замечательные фильмы как «Воспоминания без даты», «Астенический синдром», «Письма мертвого человека», «Человек со свалки». Из зарубежных фильмов произвели хорошее впечатление «Заводной апельсин», «Голова-ластик», «Королевская битва», «Горькая луна», «Тетсуо» и многие другие. Документальные фильмы как-то не запомнились, хотя и их я пересмотрел немало.



  1. На последок пара музыкальных вопросов. Ваш любимый формат: кассеты, компакт диски или винил? Умерли ли кассеты? Есть ли перспективы развития индустрии винила в России?


Каждый из этих форматов по-своему хорош. Кассеты были самым распространенным форматом в доцифровую эпоху, именно они помогли нам сохранить малобюджетные записи, которые не были изданы в свое время. Примерно эту же функцию сейчас выполняют mp3-файлы. Винил, как ни странно, - самый долговечный носитель, при условии бережного отношения к нему он гораздо в меньшей степени подвержен разрушительному влиянию времени. Ну а CD, конечно, самый распространенный сейчас тип носителей во-первых, он дешевы в производстве и транспортировке, да и по качеству воспроизведения не имеют равных. Так что я предпочитаю CD, хотя и винила, и кассет у меня в коллекции достаточно. Кассеты ушли в прошлое, хотя говорить об их смерти, конечно, преждевременно. Народ до сих пор слушает плееры и хранит старые записи на кассетах. А вот индустрия винила в России умерла окончательно - при существенном уменьшении спроса на него здесь восстанавливать её совершенно нерентабельно.



  1. Я знаю, что у вас есть лейбл Monochrome vision, расскажите о музыке, которую вы выпускаете, что бы вы прежде всего посоветовали послушать из своих релизов?


У меня пока не так много релизов, поэтому могу с чистой душой посоветовать прослушать их все. Концепция лейбла - издание абстрактной музыки, то есть без ритмов, мелодий, голосов и живых инструментов в явном виде. Под эту категорию попадает электроакустика, эмбиент, шумовая музыка и экспериментальная электроника в различных авангардных проявлениях. Цель лейбла - знакомство слушателей с творчеством музыкантов, которые по разным причинам были незаслуженно проигнорированы мировым музыкальным сообществом, а также российскими проектами, музыку которых я считаю перспективной. О некоторых из них вы можете узнать из моего журнала. Сейчас я работаю над изданием нового совместного альбома немецкого музыканта Зигмара Фрике и легенды итальянской индустриальной музыки Маурицио Бианки, он должен выйти в свет осенью 2006 года. Следующий по плану - переиздание ранних работ французского музыканта Филипа Бланшара, которые он выпускал на различных кассетных лейблах под именем Lt.Caramel. Далее - выпуск дебютного CD подмосковного проекта Hum, альбом бельгийской группы Noise Maker's Fifes, записанный в сотрудничестве с российскими музыкантами, и т.д.



  1. Спасибо за интервью! Чтобы вы сказали читателям зина «Мой папа собака» в конце нашей беседы?


Спасибо за внимание и удачи!

Источник: AGAIN25 # 1

Из обнаруженных замечаний:
вопрос 2) настоящее имя Мартина Ландерса - Сергей;
вопрос 4) harsh noise ошибочно указан как harch noise.

monochromevision, интервью, iem

Previous post Next post
Up