Весной этого года увидела свет замечательная книга об электронной и индустриальной музыке под довольно длинным названием "Электронная и электроакустическая музыка Европы. Девяностые. История. Эстетика. Психология". Книга представляет особенный интерес для наших читателей, поскольку выбор специализированной литературы о подобной музыке от отечественных авторов довольно скудный. А уж чего стоит само только перечисление имен и проектов на обложке издания!
Скажу сразу, что подход автора к написанию книги довольно своеобразный и довольно неоднозначный. Отчасти это объяснимо тем, что он является медицинским психологом и кандидатом философских наук. К философии лично у меня отношение изначально сложилось недружественное и, соответственно, не являюсь ценителем пространных размышлений, не имеющих прямого отношения к теме. Книгу читать я только начал и осилить ее хочется в максимально короткое время. Первое, что бросается - это чрезмерный и порой излишний фактический материал, который вынесен в виде отдельных сносок, и которые довольно отвлекают от текста и переносят вплоть на следующую страницу. Второе - это субъективное видение и подход к изучению темы, с которым еще можно поспорить. Тут я имею в виду три основных момента. Первый - географический - это категоричное выделение из гигантского пласта электронной и индустриальной культуры именно ЕВРОПЕЙСКОЙ сцены. Второй - временной - это категоричное выделение из гигантского пласта электронной и индустриальной культуры именно периода 90-ых годов. Приведенные объяснения автора считаю неубедительными и ответ на вопрос в виде объяснения порой представляет из себя тоже вопрос. Вот так оригинально и по-философски ничего не понятно. Третий - это скептическое отношение к клубной сцене, то есть к танцевальной музыке. Отчасти тут несомненно можно согласиться, но ведь не значит совершенно, что клубная музыка - это однородное образование, к коему можно одинаково относиться. Клубная музыка - это тоже гигантский пласт, коему требуется самое пристальное и скрупулезное исследование и в коем предостаточно серьезной и некоммерческой.
Автор, Константин Ильин, раскрывает тему книги в виде подробного описания ключевых, по его мнению, альбомов и сборников 90-ых. Это, несомненно, нестандартный и интересный прием, но начинается обзор довольно неожиданно - с работы бельгийского композитора Henri Pousseur -
Electronic Works, представляющей из себя три записи 1957, 1961 и 1990-го годов. Последняя так вообще создана с использованием композиции Études paraboliques, записанной в 1972 году. Ну... 90-ые - так 90-ые. Вторым в обзоре идет рассказ про альбом Lustmord 1990 года -
Heresy. Проект Lustmord для меня - один из самых близких, о чем может рассказать лишь только мое стремление иметь в коллекции все его записи да в первых изданиях. И вот тут выделю главное замечание - цитирую: "именно начиная с альбома "Heresy", релизы Lustmord выходят исключительно в формате CD". Перечислю же список альбомов и синглов Lustmord, выходивших на виниле после 1990 года:
1996 -
Strange Attractor - Black Star (сингл издан исключительно на виниле)
2002 -
Hecate vs Lustmord - Law Of The Battle Of Conquest2005 -
Melvins + Lustmord - Pigs Of The Roman Empire2009 -
Transmuted2010 -
Zoetrope2011 -
The Monstrous Soul2013 -
Things That Were2013 -
The Word As Power2017 -
Dark Matter С чем связана мысль, озвученная автором, так и не понятно. Возможно, что область индустриальной музыки представляет несколько меньший интерес, нежели электронной?
Дальнейший обзор продолжает рассказ о сказочном альбоме культового проекта The Orb -
The Orbs Adventures Beyond The Ultraworld, но его чтение только впереди. Но об этом уже мой рассказ впереди.
Книга же в любом случае интереснейшая и собрано в ней масса нового. После нее что-то обязательно захочется переслушать и, возможно, с несколько иным отношением и вниманием. Кто-то, включая меня, наверняка для себя откроет новые имена и альбомы, которые обязательно захочется найти. А найти в настоящее время все в целом довольно просто - rutracker работает, огромное количество раритетов скрыто на различных страницах ресурса blogspot. Ну, и серьезные ценители музыки найдутся такие, что готовы будут приобрести уже оригинальные издания.
Главное же что есть в книге - это искренняя любовь автора книги к той музыке, о которой он пишет. И любовь его к музыке скорее заложена с детства, а с юношества уже стала обретать конкретную форму, кою в последующие годы он исследовал и исследует по настоящее время.
Будет время - будет продолжение.
Информация о книге и ее заказ по ссылкам ниже:
facebook.com/groups/322095864941190 vk.com/electronic_culture