Юкагирские заметки

Jun 01, 2017 13:51

Оригинал взят у wyradhe в Юкагирские заметки
Юкагирские заметки

Одна из постоянных тем в юкагирском фольклоре - человек, живущий один или со своей семьей отдельно от всех, отселившийся от своего стойбища. Иногда это одобряется, иногда осуждается - в зависимости от мотива. Например, некий богатырь, родич алайского вождя Эдилвея, стал жить отдельно от всех, чтобы уменьшить риск возникновения ситуации, когда ему пришлось бы совершить ньалльэ ("скверное человекоубийство") - убийство человека, совершенное иначе как в рамках прямой само- или инообороны в конфликте, возникшем без вины твоей собственной или твоей стороны. Между тем, живя в стойбище, легче легкого оказаться в ситуации, когда обережение собственной жизни (или жизни родных) или нравственные обязательства перед сородичами вовлекут тебя в ньалльэ. Этот богатырь - эталон всех доблестей.

А вот герой совсем другой истории стал жить отдельно от всех, так как был тяжел нравом и скуп, так что не хотел ни делиться с другими, ни принуждать себя к доброжелательному поведению с ними. И потому он со своей матерью и собакой (причем собака была самым дорогим ему существом) отселился и стал жить отдельно от всех. Мать его этого не одобряла, но и не бросала его.

Между тем еще в его юности его отец указывал ему на его скупость и тяжелый характер и увещевал его оставить эти две черты и не отселяться из-за них от своего стойбища. Причем в качестве главного достоинства жизни с людьми отец его называл то, что живя с людьми, получаешь (и даешь) нечто и сверх должного, - просто в порядке доброжелательства, даром, не оплачивая и не заслуживая этого. Дословно это выражено в такой формуле:

"Если с добрыми [к людям] устремлениями будешь жить, - будут люди тебя любить. Тогда увидишь то, что не должен видеть, услышишь то, чего не должен слышать [= будешь получать и сверх должного, сверх заслуженного и наработанного], - если будешь добрым с людьми".

Второй же мотив к жизни среди людей тот, что для одиночки нет смысла в категориях этически доброго и этически злого - они нужны только для расчетов при общежитии и налаживания его правил. А терять эти категории не хотелось бы. Дословно это выражено так: "Если в одиночку будешь жить, никогда, что есть хорошее, что есть плохое, не узнаешь".

Формулу же правильного общежития отец героя высказал так: "Не скупясь людям давая, и от них беря, живи".

Герой отца не послушал. Долго ли коротко, а собаку его съела гигантская щука. Он отомстил этой щуке, погубив ее, но не мог в одиночку вскрыть ее и добыть труп своей собаки, чтобы ее похоронить. Тогда он обратился к людям, сказав им о своем горе. Те сообщили другим, и пришло множество людей; ни слова упрека не сказав ему, они помогли ему выволочь труп гигантской щуки на берег, вскрыть его, вытащить труп своей собаки; "люди, жалеючи его", помогли ему вырыть могилу и похоронить ее, а потом разошлись. Тогда тот человек сел оплакивать свою собаку и осудил себя за то, что пренебрег советом отца и стал жить один - по его мнению, и собаку он потерял свою из-за этого. "Сказанное моим отцом в точности сбылось. Отныне и впредь буду хорошо относиться к людям. Что же, вместе с людьми стану жить".
Он вернулся с матерью, которая этому решению очень обрадовалась, к своему стойбищу, стал жить со всеми и женился. (Фольклор юкагиров. Новосибирск, 2005. 418-435)

***

Умирая, человек мог высказать формулу прощания с жизнью. Звучала она так: "Как прекрасен [был] мой день!" (там же: 404 сл.).

***

В одной сказке некая жена прижила ребенка от любовника. Муж ей ничего не сделал, ребенка не вышвырнул, но плохо с ним обращался, нарек его "Сыном Собаки", пока тот был грудной, не скрывал, что предпочел бы, чтобы его жена, мать ребенка, его не кормила и он умер бы от голода, потом не позволял ему жить внутри жилища со всеми, а держал в пологе-сенях, где жить было можно, но холодно. Однако держал. Потом, когда тот отделился, вместе со своим родным сыном от той же женщины пытался еще и убить этого парня. Тот избежал смерти, но мстить им не стал. Потом этот человек и его родной сын ослабели, стали голодать и пришли просить о помощи "Собачьего сына", который к тому времени разбогател. Тот стал хорошо содержать свою мать, а отца и брата принял, но сделал батраками и только кормил, и держал их в пологе-сенях своего дома, не пуская дальше, как они его когда-то (Там же. 274-279).

***

(Интересно, где "вченые" 19 - 20 веков брали своих первобытных людей?)

занимательная этнография, времена и нравы

Previous post Next post
Up