Ислам: богини в опале

Apr 01, 2016 19:03

Оригинал взят у myrngwaur в Прото-ислам: богини в опале
Продолжая тему женских образов в религии, нельзя не упомянуть, ясное дело, про две крупнейших монотеистических религии - ислам и иудаизм.

Read more... )

занимательное религиоведение, это кое-что объясняет, очень интересный автор, перечитать, гендерное, моменты истории

Leave a comment

go_gornostay April 5 2016, 11:57:07 UTC
Вот, допустим, всякие народные обычаи они большей частью скорее имплицитны по природе своей. Потому как для людей это "обычно", "нормально", "естественный порядок вещей" и "что разве не все люди так делают?" (откуда, как вы тоже упоминали, в архаичных сообществах и часты самоназвания племени как просто "люди", а вот все остальные чужаки - да люди ли вообще эти дикари?). Потому во многом малоосознаваемы - а просто все так делают и далали всегда - "и отцы и деды, и деды дедов". Однако все эти обычаи подвержены довольно сильному дрейфу, изменению истинной природы под влиянием повседневной бытовой практики, экономических, политических и культурных перемен. И, хотя непосредственные носители считают, что ни в чем не отошли от обычаев предков: допустим, исправно платят за невесту выкуп как испокон веков велось, но сторонние наблюдатели (историки, этнографические экспедиции и т.п.) могут пронаблюдать, что в таком-то веке этот "выкуп" - это был просто дорогой подарок предназначенный родителям невесты вполне в рамках обычного традиционного обмена подарков в этой культуре и из их ряда особо не выделялся. А, к примеру, еще через век-полтора выделился из схемы "подарок-на-подарок" в разряд прямо таки компенсации за траты на воспитание (или за увод работницы) и компенсации солидной, иногда равной по стоимости зароботку всей семьи жениха за несколько лет. А еще через какое-то время наблюдается лишь остаточная и малосознательная традиция, "эхо" прошлых серьезных дел, что-то вроде "свадебного выкупа" на современных русских свадьбах. Где это не выкуп как таковой, а хиханьки-хаханьки с песнями и прибаутками, то есть не более, чем развлечение.

Так вот, если вернуться к исламу, то он хорошо заточен на экспансию и все эти детали взаимодействия "эксплицитного" и "имплицитного" там весьма и весьма проработаны. Когда ислам приходит на какую-либо территорию со своими исламскими законами (шариатом), то он знает, что найдет там и обычаи предков, которые сразу сознательно определяются, как "адат" (домусульманское "обычное" право). И все эти обычаи моментально раскладываются на: полностью одобряемые; не противоречащие; имеющие здравое зерно, но тем не менее нуждающиеся в исправлении; и прямо порицаемые и запрещенные исламом. И как, правило шариат и адат первое время функционируют параллельно, разделяя сферы приминения, а потом, постепенно как бы сливаются.

Reply


Leave a comment

Up