Как грустно видеть запустение в Собольках. Я видела из Гугля что там ничего нет. Но фото тех мест поздней осенью пронзительно грустные. Такой контраст с радостными фото Собольков, Субботиных, милыми, ставшими такими родными Субботиными.
Я в отрочестве собирала книги про усадьбы, любила читать дневники и переписку в последних томах собраний сочинений, разбирала почерка на документах в витринах музеев. Интерес к русской поэзии вырос в интерес к дореволюционной культуре. Я читала комментарии Модзалевского, пауши книжек литературоведов, зачитывалась комментариями и статьями Лотмана.
Архив найденный в квартире Олега , поиски связанные с ним, стал одной из моих немногих радостей. Для меня это часть того прежнего мироощущения, тех интересов.
Когда нахожу что-то в архивах о Субботиных, разглядываю сканы фотографий, то всегда почему-то всплывают образы страничек читанных книжек, стихов. Вижу полный образ страниц с форматом страниц, фактурой бумаги, полями, шрифтами, расположением текста, переплетами, обрезом. Я чувствую лбом стекло книжного шкафа, вижу вид на реку из окна своей комнаты. Меня влекло пропускать уроки и днями бродить в любую погоду по старой части города, уходить в сосновую рощу к реке с книжкой стихов или дневником в кармане.
Не могу налюбоваться старинными видами, интерьерами, почерками. Когда-то после Мишиного отъезда в СШа я очень скучала по сыну. У меня в изголовье кровати стояли две фотографии : детская семилетнего Миши и детская гимназическая десятидетнего Олега Субботина. Они были удивительно похожи. С год назад случайно оказались рядом студенческая фотография Олега и фото Оли Субботиной, удивилась как они похожи. Облик Ассоли тоже есть на старинных фото.
Собольки разрушены, а потомки Субботиных не исчезли. Хотя бы кто-то выжил. Учительница Наталия Андреевна всю жизнь хранила память и фото о Собольках и Субботиных. Она боялась написать в автобиографии кто её сын Игорь. Но а фото были надписи. И была послевоенная фотография Игоря с Олегом Субботиных с подписью "Папе от Игоря". Олег и Игорь похожи как две капли воды. И есть фото маленького Олега с отцом на могиле Олега Субботина в Ялте. Так жаль , что пропало письмо на открыточке от Олега Субботина к Наталье Андреевне.
На фото на стене фото Олега, Оли, семьи Субботиных, друзей Олега, Собольков. Такой была комната Натальи Андреевны. Проверяла ученические тетрадки, а рядом Олег и Субботины.
И я теперь держу в руках те самые фотографии, что висели на стене. На стене они много больше, увеличены, пересняты.НЕ сомневаюсь, что фотографировал Игорь, её сын. Игорь знал от матери , кто эти люди. Возил маленького Олежку к отцу. Но потом Игорь вступил в партию, рассказывать про Субботиных перестал. Олег почти забыл, помнил смутно. Все эти старинные фотографии Игорь спрятал.
Кое-что сильно перепутанное мне рассказывала жена Игоря, Варвара Платоновна. Практически все её рассказы оказались не мифами, а реальными событиями. Всё так и было. Предок-генерал, ДСС почти генерал, лампасы на гражданском мундире генеральские. Богатая семья - куда уж богаче управляющего концерном и крупного держателя акций. Отчество у Игоря совсем не такое, что фамилия и отчество отчима, а не отца - и это так. Что сыновей у генерала было много, и один из сыновей - отец Игоря - и это верно. То, что Наталья Андревна, учила сына Сталина и однажды вызвала Сталина в школу, а Сталин ответил запиской, что занят, дел много, в школу некогда прийти - и это верно. И верно, что Наталья Андревна жила на даче сталина летом, была домашней учительницей Якова. И орден Ленина у Наташи был. И Пугшкин в доме у пра-пра бывал.
Наверное неблагодарные беспамятные потомки продадут эти фото на ebay, как многие фото сейчас продаются. И все мои поиски пропадут никому ненужные. Наверно копии этих фото в школьном музее тоже окажутся на свалке как многие фото и документы и советских школьных музеев про войну.
Может быть кто-то еще из Субботиных остался и будет искать документы.