После проекта

Jan 06, 2009 10:05



Миша унес сегодня в школу картонку с проектом о маятнике.
Удивило какой безрукий для своих 9 лет . Мишка не в состоянии по линейке отмерить равные расстояния от краев, чтобы ровно приклеить листок бумаги, режет бумагу с небольшими махрами... Если показать, то быстро схватывает, все это получается значительно лучше, но ведь уже сам должен все это уметь, сам догадаться, ведь много всего делал руками самостоятельно до школы, многому я его учила. А ведь со мной столько не мастерили, сколько я с маленьким Мишкой.
Здесь в отличие от российской школы дети совсем ничего не делают руками, так ненавидимие уроки труда в советской школе учили нас очень-очень многому. К курсу геометрии в советской школе дети уже могли свободно чертить параллельные и перпендикулярные линии, пользуюясь линейкой и угольником, чертить окружности, отмерять отрезки, сгибать по-разному бумагу, разделить угол пополам.
Я читала, что эти идеи так учить школьников элементарным трудовым навыкам пришли как раз из американских школ-коммун, до революции 1917 года это было в России еще редкостью, новинкой, но в советских школах при их бедности и необходимости многие пособия и бытовые вещи делать самим - эта американская метода расцвела. Бывшая такая школа-коммуна в Берии недалеко от нас в 20 милях.
Я помню как по учебнику природоведения старшего брата я сама дома смастерила из консервной жестянки и пузырька из-под чернил спиртовку, сама какие-то опыты делала , почву жгла, фильтровала. В школе никаких лабораторных для начальной школы не было, но дома когда родители допоздна на работе было раздолье, можно было брать любые инструменты и материалы из папиных запасов. Может быть я постоянно наблюдала как дома по выходным папа много делает своими руками и эти наблюдения у меня накапливались подспудно ? А руки потом уже сами знали за что и как взяться ? Современные российские учебники тоже уже не такие как у поколения моего старшего брата, учебники стали умозрительными.
Здесь детям изредка дают в школе готовые комплекты и остается только тяп-ляп что-то приклеить или нарисовать кое-как на уровне четырехлетки в 4 классе. Зато в учебнике для 4 класса легко так походя силы складывают, волны изучают, волновую теорию света, плотность вещества и прочее-прочее, зубрят термины.
Здесь раз в неделю занятия в школьной лаборатори по сайенс. Я ожидала увидеть много нехитрых инструментов, коробки с хламом, чтобы легко было смастерить необходимое для опытов, что-то типа того хламовника, что был у нас с Мишей в Московской квартире :) Ничего подобного. Я видела эту лабораторию, там слишком много порядка, это обычный класс. Что там они делают раз в неделю в школьной лаборатори непонятно, почему руки такие кривые у нормального мальчишки ? Так растят не рабочих для промышленности, не инженеров, а менеджеров для отдела продаж: отчетик составить, презентацию начальнику и покупателю. Как-то тревожно.
С другой стороны в бумагах-инструкциях из школы толково все было описано, только в нужные разделы оставалось вписывать: какова цель проекта, какую проблему будет изучать, гипотеза, какие материалы нужны будут, как пошагово будет проводить эксперимент, какие параметры будет менять, какие переменные независимые, какие зависимые, какое заключение, подтвердилась ли гипотеза, что узнал в результате эксперимента, чем полезен результат, где можно применить, какие новые вопросы возникли, какие новые эксперименты будет проводить, что изучать. Готовый шаблон, по которому легко на автомате писать даже девятилетнему ребенку.
Миша сейчас более-менее освоил язык, чтобы мастерить и делать опыты по книжкам. Мы с ним очень много их делали в России, до сих пор не забуду как Мишка по книжке М.Ильина тайком на кухне свечи жег и я потом обнаружила на кухне обгорелый лист бумаги в раковине и опаленную пластиковую фляжку со сгоревшим ремешком. Только дома может быть такая свобода , школа увы слишком заорганизовывает.
На фотографии уголок Мишиного хламовника с маятником. Здесь ребенок занимается.

проекты. опыты, олимпиады, проекты, Миша

Previous post Next post
Up