Каждый, кто хоть раз видел аляпистый китайский сайт, огромный билборд с настолько же огромными пикселями или просто узор на одежде в стиле «вырви глаз», невольно задавался вопросом, как же это могло получиться. Увеличение объемов производства и бурное экономическое развитие Поднебесной в последние несколько лет, к сожалению, никак не затронули сферу дизайна. Говоря о дизайне, я подразумеваю в первую очередь новые способы решения существующих проблем и методы демонстрации этих способов. Но почему-то, когда речь заходит о выпуске новой видеокамеры или любого другого гаджета, вся новизна сводится к добавлению новой кнопки. Как я недавно узнала от Родье Биккера (Rogier Bikker, подробнее
здесь), даже крупные китайские компании не включают дизайнеров в совет директоров. Почему же так получилось?
Плохо сделано в Китае
Появлению нового продукта на рынке предшествует много стадий. Компания должна изучить свой рынок и его потребности, серьезно задуматься над тем, что бы такого жизненно важного этим людям предложить, создать и протестировать это нечто, и, внимательно наблюдая за реакцией будущих покупателей, найди недочеты. По большому счету, все это задачи дизайнера, точнее, группы дизайнеров с разной специализацией. Проблема в том, что в Китае этот процесс урезан до минимума. И обусловлено это определенной производственной традицией, которая достаточно точно описана в книге Пола Мидлера «Плохо сделано в Китае».
Дело было так
В конце девяностых западные компании осознали, что вывезти производство в Китай может оказаться делом чрезвычайно прибыльным, и начали всячески искать производителей. Таковые быстро находились, причем цены поначалу действительно были выгодны. Поначалу партии товара производились по ценам ниже себестоимости. Потом качество падало, а цены сильно повышались. Порой дело доходило до шантажа и прочих неприятных историй, обо всем этом можно узнать из книжки Мидлера. Сейчас нас интересует, что же получали китайские поставщики, работая на первых порах себе в убыток? Дизайн. Вещь с большой буквы «В», будь то формула шампуня, технология производства нового телефона или эргономичная форма слюнявчика. Вещь, которая прошла все необходимые стадии разработки. Вещь, которую активно покупали по всему миру. Как, я только что сказала «по всему миру»?
Китайская специфика
По всему миру, кроме Китая. А запустить производство, направленное на внутренний рынок, оказалось не так уж сложно: достаточно было изменить оригинальный дизайн на 10-15%, и по закону конечный продукт уже не являлся подделкой. Копирование Вещи не только оказалось простым и незатратным (мы же и так это делаем для иностранных заказчиков, вот и станки стоят, и персонал в курсе, что к чему прикручивать), но и полностью соответствовало китайской культурной традиции, где копирование художественного шедевра считалось не подлостью, а поводом для гордости. Копирование позволило сэкономить на разработке Вещи с чистого листа, и в то же время… лишило людей стимулов учиться. Зачем придумывать новый логотип, когда можно стащить дизайн у конкурентов? Зачем тратить силы и рисовать фон для билборда, когда можно скачать картинку в интернете и растянуть ее до размера 10 на 10 метров? Зачем учиться придумывать и решать проблемы, когда вокруг так много чудесных Вещей, которые можно запустить в производство после небольшой доработки?
Дизайнеры в Китае не участвуют в разработке продукта на первых стадиях. Они не сидят в совете директоров и не принимают важных решений просто потому, что в рамках системы, которую я описала выше, они оказались не нужны. Как и во многих схожих ситуациях, зарабатывание денег в краткосрочной перспективе оказалось важнее создания Вещи и яркого, запоминающегося бренда, который за ней стоит.
Бренд и его продукция
Если стадия разработки и тестирования игнорируется, очень легко забыть, кто твои покупатели и что они хотят получить в комплекте с Вещью. Вопрос «почему вы это производите» в ситуации с китайским брендом нередко повисает в воздухе, ибо правдивый ответ на него слишком неблагозвучен. А ведь это важный вопрос позиционирования и идентификации.
На прошлой неделе мне случилось поучаствовать в мастер-классе Родье Биккера по китайским брендам. Одним из заданий было определить «послание» бренда через доступные онлайн источники. Мне досталась марка одежды, и первое, что я подумала, изучив сайт компании - этот бренд ничем не отличается от сотен других китайских брендов. Он не говорит ни о чем, он ничего не несет. За ним не стоит ни Джобса, ни Цукерберга, ни даже сколько-нибудь занимательной истории. Ничего, с чем можно наладить эмоциональную связь. А ведь история, которая стоит за Вещью, тоже прерогатива дизайна. Не желая тратить время на какие-то там истории, китайская компания лишает себя индивидуальности. Остается только делать упор на качество и хвалиться своим заводом. Давайте, для сравнения, посмотрим два рекламных видео от производителей коллекционных игрушек.
Transformers Designer Desk - Combiner Wars Это видео от компании Hasbro, рассказывающее о новой линейке роботов. Что мы видим? Двух веселых ребят, которые рассказывают о том, что они усовершенствовали, как хорошо это работает (читай - какое высокое качество) и как просто с этим играть. Один из дизайнеров даже в фанатской майке, представьте себе! Такой же простой парень, как ты, который любит игрушки. Есть к чему прикипеть фанатской душе, не правда ли?
Film Series Deformation RobotА вот чем нас радует их китайский конкурент, компания Wei Jiang. Дизайнеров мы даже не видим, но из видеоряда можно заключить, что это такие же хмурые парни, как и остальной персонал завода. О, завод здесь вообще в главной роли. Завод. Наш прекрасный ЗАВОД. Не оттого ли, что Wei Jiang не знает, что бы еще о себе рассказать?
Вместо заключения
Таким образом, сложившаяся в Китае система копирования с незначительной модификацией стала препятствием для развития китайской школы дизайна, и продолжает оказывать негативное влияние на формирование узнаваемых китайских брендов с оригинальной историей. К счастью, некоторые компании осознают это и стараются уделять больше внимания исследованиям своей аудитории и формированию собственного имиджа, примером здесь может выступить Xiaomi. Остается только надеяться, что Китаю удастся осознать важность дизайна и пройти тот путь навстречу потребителю, который прошли западные компании за последние 30 лет.