Фильм «Тоня против всех» из тех простых хороших американских фильмов, которые еще иногда снимают, несмотря на все тренды и веяния. Раньше вещи такие были американские - незатейливые, крепкие и практичные.
Причем снято даже как-то нарочито без выпендрежа. История, что называется, основана на реальных событиях. Фигурное катание, начало девяностых. Одиночное женское. Тоня Хардинг, из социальных низов. Дали по коленке дубинкой ее основной сопернице перед олимпиадой в Лиллехаммере. Провели расследование, Тоню дисквалифицировали.
По ходу всей тогдашней шумихи участники события давали интервью, так в фильме эти интервью воспроизведены один в один. Чего стоит только попугай на плече у мамы героини, постоянно клюющий ее в шею. Или не попугай, не помню уже. Насколько из фильма понятно, главный инициатор инцидента там друг мужа Тони. Смотришь поначалу на него и думаешь: ну конечно, выставили придурком и свалили на него , чтобы героиню обелить. А в конце, перед титрами показали настоящего. И те же самые слова говорит, и несет такую же ахинею с таким же понтом, только что лицо незамутненное актерским мастерством, а чистая природная тупость на всю рожу.
И это вот «один в один», ясно, что прием, но прием, работающий на все сто. Равно как и другие. Той же Эллисон Дженни, игравшей маму Тони, дали за это Оскара, могли бы и другим дать, режиссеру, самой Марго Робби, но видно подумали, что молодые, начинающие, нефиг пока баловать.
Насчет самой актрисы, играющей заглавную героиню, я ради нее только в свое время отсмотрел длиннющий и тупейший «Отряд самоубийц». Девка реально хороша. Ей можно было бы вообще ничего не играть, а тупо и успешно торговать по жизни лицом, как это делают другие и с худшими внешними данными. Так мало того, что она актриса хорошая, так еще и продюсер. Вообще и в данном фильме в частности.
Что больше всего в этом фильме раздражает, так это перевод названия. Вообще поперек смысла. Написали бы по-простому как есть «Я, Тоня» - и не позорились. Возникла бы помимо всего прочего ассоциация с названием романа Лимонова, весьма кстати уместная. Потому как Тоня в фильме совсем не против всех. Она вообще не против никого. Она со всеми хочет ужиться и чтобы ее еще любили. И принимали такой, какая она есть. И любовались тем, как здорово она катается. В этом-то как раз основная коллизия данного художественного произведения и есть.
Поскольку ее мама, приведя дочь в нежном возрасте учиться на каток, сделала это с явной целью вырвать дочь из болота. Чтобы та вырвалась из своей быдлосреды. То есть сделала то, о чем мечтала, но не сделала сама мать. Кин про то, как герой, порвав со своей средой, становится кем-то другим, наснимали достаточно, но «Тоня» не про это. Тоня не хочет в другой мир. Тоня хочет быть счастлива в этом. Несколько раз прямым текстом говорится, что Тоня даже побои воспринимает как нечто само собой разумеющееся. То есть, она не считает, что нужно убегать в другой мир и становится кем-то другим. Она хочет найти себя в этом.
Что такое фигурное катание? Хоть тогда, хоть сейчас? Хрупкие и нежные девочки в нарядных одеждах и судьи, от мнения которых о том, каким фигурное катание должно быть в принципе, и каким оно быть ни в коем случае не должно, зависит почти все. А тут на эту икебану плюхается малахольная кобыла в самопальных шмотках и под музыку зизитопа прыгает так, что все остальное суть детский утренник. Насчет музыки. К тому же, могу конечно ошибаться, но сдается мне, что откататься тогда под зизитоп, это как у нас под «Владимирский централ». Как-то так.
Система девушку отторгает и всячески щемит, то та упорная, не сдается и продолжает гнуть свое. Тоже в общем знакомая и сто раз обыгранная ситуация. В конце концов, делай что должен - и однажды мир прогнется под нас. Привыкнут, смирятся, так или иначе со временем признают своей. Но тут тот самый бэкграунд, с которым не захотела расстаться героиня, теперь сам не хочет терять своего. И случается то, что случается.
Финал шикарен. Вроде бы все потеряла, прямая дорога в официантки и повторение судьбы матери, но фиг-то там. Пройденного пути у нас никто и никогда не отберет. Навыки получения плюх плюс бойцовский характер приводят ее туда, куда приводят, и в последних кадрах мы видим, как она поднимается из лужи крови, а на лице не обреченность, а торжествующая улыбка Харли Квинн.