Обрезание Господне

Jan 14, 2013 15:15


Удивительный обряд - обрезание. Какой-то как бы даже и неловкий, что ли, смущающий. А почему? Мы знаем, что обрезание - это посвящение человека Богу. Но причём здесь плоть, да ещё крайняя в таком месте, о котором не принято говорить и которое принято считать чуть ли не постыдным. Кажется, дело тут вот в чём. Мы ведь - большинство людей живём какой-то не цельной, разделенной жизнью. Есть в нас, в нашей природе какая-то часть, обращённая, открытая к Богу. Мы говорим, что это лучшая, светлая часть человека, но есть и другая, темная, скрытая и вот эта часть именно связана зачатую с делами плотскими, не обязательно с сексуальной греховностью, хоть и это тоже относится к нашей «темной области», но вообще с «делами плоти», которые противны духу, как об этом и говорил, например, апостол Павел.

Крайняя плоть - это то, что скрывает самое сокровенное, «стыдное» как нам кажется сейчас. Но стыдным это стало именно из-за греховности и именно плотские грехи чаще всего удаляют человека от Бога. Обрезая плоть, иудей кроме всего прочего как бы обещал Богу «не скрывать» от Него ничего даже в такой сокровенной области, как взаимоотношение полов. То есть быть непорочным и чистым, открытым пред Лицом Божиим даже в этой сфере. Конечно, от Бога и так ничего утаить невозможно, но важно, когда человеку именно нечего утаивать, потому, что он хранит себя в чистоте, независимо в браке или вне брака. Потому что и супружеские отношения могут быть просты и чисты перед Богом. Не случайно в нашей Церкви есть удивительные и в силу нашей повсеместной испорченности почти не понятные нам и даже «смущающие» праздники - зачатия святых. А дело всё в том, что и зачатие, и отношения между супругами, могут быть отношениями «открытыми» перед лицом Господа, лишенными лукавства, порока, греховной страстности. Это ведь разные вещи - чистое влечение, любовь не скрывающаяся от Бога, любовь согласная с совестью и законом Божьим и, с другой стороны, - порочная страсть, противная правде Божией и стремящаяся все время от неё куда-нибудь «спрятаться».

В глубоком смысле обрезание означало, быть может, обещание, что даже в самых сокровенных тайниках человеческой жизни нет и не будет у человека ничего такого, что было бы противно Божьей правде. И в этом смысле наше Крещение действительно сохраняет преемство этого древнего обряда, потому, что сокровенный смысл таинства Крещения именно в том и состоит, чтобы всего себя без остатка посвятить Богу. Без утайки и без сохранения для себя «темных уголков».

Тем, что Господь принимает обрезание, Он именно исполняет эту заповедь - обещание непорочности во всей полноте. Господь всей Своей жизнью земной являет образец человеческой жизни «без утайки», жизни совершенно и во всём согласной с Божьей волей.

Помните, Господь говорит в Евангелии, что Он пришёл не разрушить закон, но исполнить? Вот и закон обрезания Господь исполнил во всей полноте, призывая и нас в «духовном обрезании»,  в таинстве Крещения совлечься ветхого человека и облечься в нового - которым и стал для нас Господь Иисус Христос.

Мысли вслух

Previous post Next post
Up