Зияющая пустота

Jun 20, 2023 08:47

Пару месяцев назад я взялся перебирать стопку старых семейных писем.

В основном это переписка дочери и матери: Софьи Николаевны и Софьи Павловны Богдановых. Их отец и муж - Николай Николаевич Богданов, депутат Государственной Думы, земский деятель, недолгое время после февральской революции возглавлял верховную власть в Крыму. Но затем семья перебралась во Францию, где Николай Николаевич скончался в 1930 году, а его вдова и дочь в 1947 году вернулись на Родину. Это, конечно, был искренний, патриотический порыв, хоть и безрассудный во многом (потому что из относительно благополучной жизни они приехали в полную неизвестность, нищету и разруху).

Совсем уже старенькая Софья Павловна поселилась тогда в Симферополе в нашей семье, а Софья Николаевна пыталась найти себя в новой жизни, работая учительницей начальных классов в школах разных сел восточного Крыма: Абрикосовке, Веселом…

Вот из Веселого 1950 года и были написаны эти письма, передающие атмосферу послевоенной сельской жизни глазами городского жителя, да еще и прожившего 27 лет за границей:

«Милая мама, сейчас получила твою открытку и очень обрадовалась, а то я начала что-то беспокоиться. Что тебе рассказать о жизни здесь? Сегодня мне, наконец, вставили стекла, а то двух стекол не хватало, и я просто завесила каким-то старым половиком. Правда, в двери большие щели, но надеюсь будем менять. Сейчас потеплело и я сижу и пишу тебе письмо без пальто, а то пальто нельзя снять и в школе теперь очень холодно; еще не топят. Света третий день нет, одно слово что электричество проведено, а без лампы нельзя.

…В магазине ничего нет. Я в воскресенье ходила в Судак. Купила картошки и концентрат яичный. Жиров ни у нас, ни в Судаке не было. Достала в Судаке масло только за 37 р, но ведь для этого надо идти 12 километров. Назад вернулась на попутке. Горы совершенно голые, подступают как Кошка (Богдановы до революции жили в Симеизе - Д. Ш.) только со всех сторон. Море из деревни не видно, оно в 3-х километрах. Дорога до нас еще ничего, а дальше жуткая: я по такой на машине ни за что не поеду. Почти отвесные горы и совершенно размытая дорога, над пропастью метров в 200. Есть места, где прямо ходить опасно. Теперь я понимаю, почему эта часть Крыма не заселяется.

…Вчера отсюда уехали, вернее, позавчера вечером, две семьи из нашей школы, включая 3 детей. Говорят, многие хотят уезжать. Остаются малоимущие семьи с большим количеством детей, старики и инвалиды. Вообще всё здесь идет к развалу. Колхоз был миллионер. 400 дворов. В 44-м году выселили 380 семей. Теперь домов немногим больше 100. Из остальных выдрано дерево на топку, а камни разваливаются. Всё засыхает, деревья и виноград. Огородов своих здесь нет, картошка не родится, скот кормить нечем.

…У нас забавное происшествие. Одна из наших учителей обнаружила случайно ведомость, из которой видно, что жена директора, как повар несуществующего общежития, получает 300 р. в месяц, а мать секретаря, как три уборщицы, 150 р. Собирается, кажется, дать знать куда следует. Беда с этим воровством. Боюсь, что это дело может дорого обойтись героям. И куда они деньги только девают? Правда, секретарь всегда пьян, ну и директор тоже время не теряет. Любопытно, знают ли жена и мать? Может быть и не знают.

…Ох, много еще нужно сделать, чтобы переделать наши деревни на новый лад. И внешний вид их надо переделать и, еще больше, - людей. Конечно, переделка идет, но когда-то она дойдет до настоящих результатов? С тех пор, как я приехала, всё кончали 4 плановых дома и до конца еще далеко. Сегодня в газете прочла, что план сельского строительства выполнен на 14%. Инспектор признал, что для учителей нужен дом, а пока еле-еле два стекла вставили».

В этих письмах, кроме ощущение всеобщей и повальной нищеты, трудности жизни и неустроенности, понятной в условиях послевоенных, меня удивило настроение людей, боящихся и даже ожидающих новой войны. То есть уже тогда, всего через пять лет после окончания Второй Мировой войны советские люди понимали, что «коллективный Запад», готов окончательно уничтожить страну. Ну и примечательно было (исходя из современных реалий) и на фоне тогдашней крайне тяжелой и трудной жизни читать о намерении строить Каховскую ГЭС.

«…Сегодня у нас был доклад. Вчера вечером, оказывается, объявили, что будет машина, приедет военком, ну и колхозники решили, что война. Я вчера ничего не слыхала, а сегодня в 6 часов утра - машина. Оказывается, о постройке плотины на Днепре под Каховкой и об обводнении юга Украины и северного Крыма вплоть до Керченского полуострова. Это всё-таки замечательно, только бы война не помешала. Конечно, придется ждать 5 лет, а то и дольше пока это даст свои результаты, но замечательно».

Читая эти строки, понимаешь, что действительно, несмотря на тяжелейшие условия жизни, огромная энергия была в народе и желание созидать, строить новую жизнь. Но жизнь-то по-прежнему безбожную, вот в чем беда! И вот теперь с обновленной очевидностью осознаёшь - что именно наследники победителей в Великой Отечественной войне… и строителей Днепрогэса или той же самой Каховской ГЭС… словом - не кто иные, как наследники советских граждан, только одураченные (на этот раз вместо коммунистической - прозападной) пропагандой, совершили дикий переворот на Украине и развязали кровавую бойню, для которой не было никаких реальных предпосылок, кроме внушенного чувства «ущемленной» национальной гордости.

В результате мы имеем дело с несколькими уже поколениями настоящих манкуртов, с людьми, в полном смысле лишенными доброго понимания истории своего народа и уважения, любви к своим предкам. С людьми в прямом смысле этого слова «переделанными» Западной пропагандой. Для нас это всё урок: беречься волков мысленных, беречься закваски Западного мира, растлевающей молодежь и очень быстро превращающей людей в предателей и манкуртов.

Всё это так, но надо сказать еще вот о чем.

Конечно, разрушение Каховской ГЭС - это настоящая трагедия, повлекшая за собой гуманитарную и экологическую катастрофу.

Но в основании этой катастрофы лежит другая, куда более масштабная трагедия, когда в результате рухнувшей коммунистической идеологии образовалась в душах людей зияющая пустота, втянувшая, подобно воронке всевозможные бредовые концепции, верования и идеи. А залогом образования этой пустоты стали события начала прошлого века, когда огромная масса людей с бешеной решимостью и упрямством решила без Бога и вопреки истинной вере построить самостоятельно «доброе и справедливое» общество на началах безбожной свободы, равенства и братства.

Семьдесят (условно-округленных) лет - это знаковое число. Именно семьдесят лет продолжалось Вавилонское пленение для Израильского народа за его отступления от Бога. Именно семьдесят лет продолжалось коммунистическое пленение русского народа с сопутствующими неисчислимыми скорбями и бедствиями, по слову Господа: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло» (Исаия 1, 5)… И именно семьдесят лет простояла Каховская ГЭС - это грандиозное порождение человеческой воли и труда, но труда и воли безбожной, упрямой и самонадеянной, чтобы рухнуть в конце концов, еще раз подтвердив неистребимую истину: «Всякое дело только тогда полезно, когда имеет целью исполнение воли Божией» (прп. Симеон Новый Богослов).

Я отчетливо осознаю, что многим не понравится эта мысль, но никакой «случайности» в этом разрушении, конечно, нет. И именно потому надо об этом сказать, что опять бродит в народе развращающая идея что без Бога и вне Бога, основываясь только на достижениях так называемой техногенной цивилизации, и на каких-то общечеловеческих нравственных принципах и понятиях, можно построить добрую жизнь. Нельзя! И именно что обречено на разрушение всякое даже по видимости полезное и доброе дело, если оно совершалось без веры и молитвы, без благословения Божьего, а, напротив, в упрямом желании утвердить свою, человеческую волю и правду, «доказать» Богу, что и без Него возможно на земле устройство доброй и справедливой жизни. Невозможно!

В приведенных мною письмах - поражает страшное несоответствие реальной нищеты, разрухи и неустроенности - громадью планов и бешеной энергии с желанием во что бы то ни стало восстановить, утвердить и доказать всему миру величие Страны советов. Именно так. Кто-то и сейчас уверен, что это хорошее желание и доброе воодушевление, но если учесть ту страшную нищету и убожество, которое случилось именно вследствие водворения коммунистической идеологии и последовавших потом бедствий, - то вовсе не покажется таким уж радостным, здоровым и бодрым это грандиозное строительство. А, по меньшей мере, неоднозначным.

Потому что хоть и пользы оно принесло немало (в том числе и Крыму), но только по меркам житейских, земных интересов. С точки же зрения духовной и нравственной - не только не принесло, я думаю, но и стало очередным поводом отвлечь людей от осознания реальных причин недавней войны, от покаянного переосмысления жизни, от возвращения на столбовую дорогу, ведущую к доброй христианской жизни, в Царствие Божие. И в который раз коммунистическая власть мобилизовала все духовные, нравственные и физические силы народа, чтобы употребить их на утверждение очередного грандиозного колосса, возводимого во имя, «светлого коммунистического будущего», во имя, неосуществимого безбожного «рая на земле», который вождь мирового пролетариата так и определил: «Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны».

И вот, в этом контексте, нынешняя катастрофа - это вполне очевидный и закономерный результат такого строительства, опять же, какой бы неприятной ни показалась кому-нибудь эта мысль. И именно водворение зияющей пустоты вместо рухнувшей коммунистической идеологии сделало возможным успех либеральной, укро-нацистской, раскольнической, сектантской, языческой и любой другой - прозападной пропаганды. Прозападной, потому что любая из названных пропаганд служит главной задаче Коллективного Запада - растлению и развалу России.

Факт остается фактом. И пока мы не опомнимся окончательно от безбожного морока в том или ином (коммунистическом или либерально-демократическом) его изводе, пока не начнем созидать свою, действительно русскую, жизнь на началах истинного Богопочитания и православной веры - ничего по-настоящему доброго мы и сами не построим и миру не дадим.

И чем быстрее мы это поймем, тем лучше. Для всех.

война, Отечество, Вера

Previous post Next post
Up