Картина и образ

Nov 17, 2017 23:42

Вчера на аукционе Кристис за четыреста пятьдесят миллионов долларов была продана картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». К слову, это самая большая цена за картину за всё время существования аукционных продаж. И, может быть это не случайно. Даже, если хотите, это определенный знак того, что Камень, некогда отвергнутый строителями, снова оказывается в центре внимания, когда дом, построенный без этого Камня, всё более накреняясь, решительно готовится рухнуть… Но речь сейчас не о том. А о самом взгляде: на Бога, на человека и на природу… Вернее, о разнице взглядов, один из которых выработался на Западе со времен Возрождения, а с другой - бережно сохраняется и до ныне в недрах Вселенского Православия. Два взгляда, две веры, два мировоззрения, одно из которых, очевидно, достигло предела в логичном и последовательном своем развитии, а другое - хранит неисчерпаемый потенциал, ожидающий востребования от стремительно теряющего лицо человечества. И можете «бросать в меня камни», но картина великого Леонардо не только не вызывает у меня умиление и восторг, но порождает ужас - такая бездна стоит за ней. Бездна, хотящая реализовать себя до последней степени. И это бездна свидетельствует не о Христе, но об антихристе…

Говорят, что современный кризис порожден противопоставлением человека природе. Но это не совсем верно. Правильнее сказать что человек, как часть и глава природы сам, добровольно пошел по пути саморазрушения и следствием этого становится естественное и органическое разрушение природы. Причина же разрушения человеческой природы известна - это отчуждение от Бога, «самоистуканство» по точному замечанию преподобного Андрея Критского. Когда человек постепенно пришел к ложной идее, что он может жить самодостаточной и полной жизнью вне Бога, в существование и главенство которого человек больше не верит. И тот вселенский кризис, который мы наблюдаем сейчас - это не что иное как результат последовательного и многовекового осуществление этой программы безбожной «самодостаточности». Когда падший и плотской человек возводится на пьедестал божества, со всеми своими страстьми и похотьми. Нынешнее время - это время вкушения плодов этой «глобальной стратегии развития», последовательно осуществляемой именно со времен Возрождения. Когда причастность Духу Святому всё более подменялась причастностью «духу века сего», омрачающему человеческий разум и вызывающему из тьмы для поклонения попранных Господом демонов. Когда дурно понимаемая свобода всё более вела не к освящению и преображению человека в Боге, а к его омрачению и погибели в безбожии.

Всё это наводит на мысль, что выходом из нынешнего кризиса может быть только покаянное осмысление своего неверия и отпадения от источника Жизни. Возвращение к истинной вере и жизни в согласии с Богом.

Не станем обольщаться насчет природы. Природа со времен Адама сама по себе несовершенна и подвержена страданиям, скорбям и смерти. Это нарушение гармонии и красоты стало следствием грехопадения Адама. Но даже после его грехопадения природа, являя черты разрушения, хранила, вместе с тем и память о Божественной гармонии, отражая природу самого человека, который в земной, природной жизни призван к совершению выбора между жизнью в Боге или жизнью вне Бога. Это и есть тот самый путь познания добра и зла, который избрал человек в Раю. И во всю историю человечества природа как бы балансирует между этими двумя возможностями - спасения и погибели, жизни и смерти, созидания и разрушения. Балансирует, всего лишь отражая внутреннюю жизнь человека и человечества в целом.

Но если мы говорим что общее духовное состояние человечества отражалось всегда и отражается неизбежно на состоянии природы, то мы знаем так же и то, что до прихода в мир Спасителя человек, утративший своё господство, оставался рабом поврежденной грехом природы. И только добровольные страдания и смерть на кресте Господа Иисуса Христа изменили саму природу человека. Отныне в ней присутствует Божественная возможность. Но воспользуется ли этой возможностью человек - по-прежнему остаётся вопросом его свободы. Возможность же эта заключается в обретении совершенной свободы от рабства греха, тления и смерти… свободы, которую даровал нам Господь, взявший на себя грехи всего мира и в Своем лице даровавший нам возможность возвращения к Богу, благословенного воссоединения с Ним. То, что святые отцы называют «обоживанием» или «боговселением» и целью человеческой жизни. Пути осуществления этой возможности известны - это вера в Бога, познание Его воли и жизнь в согласии с Ним во Иисусе Христе и в Его Церкви.

Все ищут путей преодоления нынешнего кризиса. Говорят о необходимости разработки и внедрения новых, природоподобных технологий. Но продолжая костенеть в спесивом и высокомерном безбожии и самонадеянии, пренебрегая покаянием и Божественной правдой, современное «прогрессивное человечество» не только не сможет преодолеть образовавшийся кризис, но доведет его до критической фазы «технологической сингулярности». До окончательного распада и энтропии… И никакие изощренные методы и инструменты без коренного и покаянного изменения мировоззрения окажутся попросту недейственными. Потому что все попытки преодоления кризиса исключительно техническими средствами будут означать всего лишь проявление всё того же упрямого неверия, надменного самомнения и гордости, которые и привели человечество на край пропасти. И первое что всем нам нужно сделать - это перестать заворожено смотреть в эту пропасть, отвести взгляд и посмотреть, наконец, на небо.

И можно с уверенностью сказать, что России в этой общемировой перемене взгляда отведена особая роль. Почему? Потому что Россия, несмотря на страшные времена падений и смуты и гонений на веру, «в остатке» своём сохранила неповрежденным то самое чистое понимание, что единственная возможность полноты человеческой жизни заключается в сознательном и покаянном примирении человека с Богом во Христе Иисусе. Эта мысль осталась основополагающей в русском духе, несмотря, а может быть во многом и благодаря тому, что Россия прошла страшное и огненное испытание в двадцатом веке. И пусть никого не смущает тот факт, что Россия, в общем говоря, так же заражена этими ложными идеями «самоистуканства» как прочий, впавший в греховно-коматозное состояние, «цивилизованный» мир. Потому что болезнь России - это всё-таки ещё болезнь не к смерти. Живой родник истинной веры и благодати никогда не иссякал в её сердце. И источник этот есть тот самый источник воды живой, о котором говорит Господь. То есть этот источник и есть Сам Господь, живую и правую, деятельную веру в Которого, Россия сохранила в лице лучших своих детей. И в единстве со Вселенской, Апостольской Церковью, с одинаковой силой и благодатью действующей в иных народах и странах, Россия призвана к созиданию во Христе новой жизни. Вечно-новой, той самой, к которой нас призывает Господь и которая является единственной силой, удерживающей мир от окончательного и скорейшего разрушения и распада. Эта жизнь не призвана устранить все противоречия и болезни этого мира, но она призвана сохранить, освятить и преобразить всё то, что ещё способно и желает быть причастником высшей жизни.

Будем об этом помнить и будем стараться на деле, каждый на своем месте и в своей жизни, а вместе - в лоне Святой Православной Церкви и в богоспасаемом нашем Отечестве осуществлять эту великую возможность - благодатного воссоединения человека с Богом. Будем осуществлять эту возможность не с тем, чтобы построить рай на земле, но с тем, чтобы в любых обстоятельствах этой многотрудной жизни являть верность Истине, подготавливая таким образом себя к жизни в Царствии Небесном, которое есть «не пища и питие, но праведность и мир и радость о Духе Святом» (Рим. 14, 17).

Мысли вслух, Культура, О вере

Previous post Next post
Up