Сегодня память святых Царственных мучеников… Одно из сильнейших впечатлений детства связано у меня с моментом, когда я узнал что расстреляли не только царя, а всю его семью и детей… Вот это для меня было настоящим шоком, задачей, непосильной моему детскому пониманию справедливости… Помнится вскоре после этого страшного открытия, видимо чуя подвох, я спросил у бабушки: «баб Сонь, а в «Правде» правду пишут?» Жесткий вопрос от ребёнка в 1976 году…Только представить себе могу затруднение в котором бедная баба Соня тогда оказалась. К слову, это она мне и рассказала о том, что расстреляли не одного царя, а всю его семью. Здесь надо ещё пояснить, что я жил в обычной советской семье, нецерковной и некрещёной. Крещена у нас была как раз только одна эта бабушка, постоянно жившая с нами - баба Соня, двоюродная тётя моего отца. Она была дочкой Николая Николаевича Богданова - известного общественного деятеля, одного из лидеров кадетского движения (то есть партии конституционных демократов). В своё время он недолгое время (при Временном правительстве) возглавлял власть в Крыму, потом участвовал в легендарном «Ледяном походе» в качестве казначея армии генерала Алексеева, знал хорошо Корнилова, Деникина и Колчака… К слову (и это исторический факт) в так называемом Временном правительстве все министры, кроме одного были масонами. То есть людьми, которые думали построить «справедливое общество» по своим, масонским понятиям. Увы, недавно узнал, что и Н. Н. Богданов был масоном... Но речь сейчас о другом: именно кадеты, увы, в своё время были инициаторами свержения императора Николая. Всё им мерещилось светлое будущее без него, а когда страна оказалась вверженной в хаос междуусобной войны - многие спохватились, опомнились, стали воевать с большевиками, но было поздно - возможно, за отступление почти всех руководителей Белого движения от присяги на верность государю, Господь не дал победу Белому воинству. Многие тогда на долгие годы стали изгнанниками. Вот и Николай Николаевич с супругой и детьми вынужден был бежать заграницу, там он и скончался в 1930 году. А баба Соня много лет спустя с мамой вернулась в Россию и доживала свои дни в нищете, перебиваясь уроками французского и вязанием кофт на заказ... К слову, баба Соня видела на каком-то официальном мероприятии в Ялте царя, но никакого почтения к нему, как я понимаю, не испытывала и это, несомненно, было отражением общего отношения к императору «либеральной общественности» того времени. К слову, когда я спросил у бабы Сони, зачем расстреляли семью царя - баба Соня, как сейчас помню, склонила голову и глухо, трудно проговорила, очевидно, заученное с детства: «так было нужно». Но мне кажется, что сама она так не думала (она была слишком мягким, беззлобным человеком), а только повторяла то, что слышала много раз от других и то, что мне - советскому мальчику только и можно было тогда сказать…
Я же с детства видел плоды отречения от веры и верности, видел плоды молчаливого согласия с ничем не оправданной жестокостью. Богдановы лишились всего, что имели - и два дома в Симеизе потеряли (в них сейчас располагаются корпуса пансионата «Юность»), и сбережения свои утратили, но главное, как я понимаю - потеряли они благоволение Божие и Отечество, которое при их же попустительстве и за отступление многих от верности Богу и данной присяге - было разрушено, размётано на долгие десятилетия. Кстати и в личной жизни счастья не было. Николай Николаевич ещё до первой революции по тогдашней либеральной моде женился на своей кузине - Софье Павловне Богдановой и даже попа они нашли «либерального», который их обвенчал. Но первого сына ещё в младенчестве сама Софья Павловна отравила случайно, перепутав лекарства и это было причиной душевных мучений всю её жизнь, второй сын их тоже умер в раннем возрасте, а баба Соня так и осталась девицей на всю жизнь и на ней род Богдановых закончился. Тупиковая ветвь. Говорю это с горечью, потому что я бабу Соню люблю, всегда поминаю и её и родителей, и брата, но зная об индифферентности их семьи в отношении веры, я смотрю на их жизнь с глубоким сожалением, как смотрят на людей, имевших благие намерения, но отвергших истину. Баба Соня рассказывала о спиритических сеансах в их доме, о том, как тяжёлый дубовый стол «ходил ходуном» под руками экзальтированных гостей, но… и только всего. Действительной веры во Христа, православной веры не было. К вере относились как к части русской культуры, традиции, но не больше того. Сама же баба Соня «верила в науку», выписывала все «передовые» журналы того времени: «Природа», «Наука и жизнь», живо интересовалась политикой (прочила великое будущее Ельцину, которого застала только в начале его взлёта - и очевидно чувствовала в нём родственную душу). Но веры православной не было. Впрочем, я далёк от осуждения, больше в душе горького сожаления о том самообмане, в который ввергли себя все отрекшиеся от верности Богу и Царю, думая, что Отечество может существовать на каких-то иных, "либеральных" началах. К слову, Богдановы были люди несомненно честные и порядочные. Я много читал об искренней и самоотверженной деятельности Н. Н. Богданова «во благо отечества», да и супруга его была человеком удивительно тактичным и чутким... о бабе Соне я уже сказал. Но это всё - душевное, в то время, как попрание основ веры - лишает человека главного - опоры духовной.
И вот что я хочу сказать ещё. Как я понимаю теперь - дух и амбиции нынешних либералов, по сути ничем не отличаются от тех - прежних. Всё та же самонадеянность, кипучие надежды и планы на строительство очередных вавилонских башен. Но вот именно потому, что я с детства наблюдал историю умаления "старой гвардии" либералов, чувствовал и понимал само содержание их жизни и видел последствие всех человеческих амбиций, лишенных веры - мне как-то «природно» понятна суета любых безбожных проектов и планов. Я видел сам, чем все эти «вызовы Богу» заканчиваются.
Когда баба Соня умирала, меня рядом не было, но уже в полузабытье она всё повторяла с надрывом: «Скажите Диме, что будет специальная комиссия, будет комиссия и там во всём разберутся…» Что она хотела до меня донести, о какой комиссия твердила с такой настойчивостью? Мне приходит на ум только одна аналогия - Страшный Суд.
Господи, молитвами святых Царственных страстотерпцев прости наше безумие и помилуй нас, грешных!