На днях ребята из фан-клуба «Анжи» «Дикая дивизия» вернулись из Самары, где проходил ежегодный турнир «Забей гол, фанат!» между фанатами клубов премьер-лиги. Турнир проводил Российский футбольный союз (РФС) совместно со Всероссийским объединением болельщиков (ВОБ). В прошлом году соревнования проходили в Сочи, а в этом инициативу взял на себя футбольный клуб «Крылья Советов».
О поездке в Самару и о том, как проходил турнир, рассказывает «МД» активист фан-клуба Артур Добронравов.
- На турнир поехали 16 человек, 10 из которых были в заявке, а 6 остальных решили составить нам компанию. Это были ДД-шники, активисты, у которых было не только желание поехать, но и возможность. В то время как за нас все оплачивало ВОБ. Хотя утверждать последнее тоже не могу, поскольку организатором турнира на сей раз выступил футбольный клуб «Крылья Советов», в тонкости не вникал. Самара в этом году отмечала 100-летие футбола, поэтому турнир проходил именно там.
Организация, честно говоря, во многом уступала прошлогодним соревнованиям в Сочи, начиная с условий проживания, питания, сервиса. Это-то ладно, факт в том, что Слава, вроде так зовут этого парня, человек, работающий с болельщиками клуба, за день до турнира уехал с женой в Турцию, оставив вместо себя молодую девушку и парня. Это человек, который по приезде в Москву на конференцию обещал нам и другим представителям фан-клубов, что все пройдет просто супер, на высшем уровне. Решать какие-то вопросы приходилось через них или Шпрыгина, который также ссылался на Славу: «Почему я должен решать те вопросы, к которым не имею никакого отношения?!»
- Изменились ли как-то правила игры?
- Правила проведения матчей остались те же, единственное могу отметить, что судейство было намного объективнее. И еще была неплохая задумка, которую не получилось воплотить в жизнь. 10 участникам соревнований выдавались такие браслетики с правом бесплатно посетить боулинг, бильярд, на сколько-то литров пива. Как я понял, это делалось для того, чтобы как в прошлом году не скапливался лишний контингент людей вокруг играющих команд. Если бы система заработала, на территории комплекса «Дубки», где проходили матчи, были бы только те, у кого браслеты, т. е. по 10 человек от команды, и тогда конфликтов удалось бы избежать. Браслет есть, а сама система не работает. Все равно были лишние люди, все равно были провокации.
К примеру, играли бы мы с «Рубином», а на поле 10 наших ребят и 10 их. Мы бы, скажем, проиграли, ушли, пожав руки. Кто нас будет провоцировать? Другое дело, когда за полем столько же людей, болельщики «Рубина» пьяные, они собрались толпой и чувствуют себя сильнее, начинают тем самым как-то провоцировать. Допустим, провокация была такая, на которую можно было бы не обратить внимание. А они знают, что у дагестанцев не принято все мимо ушей пропускать, что они ответят за свою честь и достоинство. Расчет на это и был. Подумаешь, что я такого сказал - персик или банан, да? А на самом деле, как раз такой конфликт и произошел.
- Что именно вам крикнули?
- Я конкретно на этом месте не находился, был на поле, на другом конце. Но, как мне рассказывали, все началось с таких высказываний: «А персик - это тоже расизм?», «банан» там, «б(ч)урка». Это были не скандирования, а выкрики определенного человека. Крикнул один из толпы, который хотел выделиться перед друзьями, вот, мол, я им сказал. На этом, естественно, не закончилось все, слово за слово - вцепились. Мы забыли про футбол, за полем произошла небольшая потасовка. Подключились представители правоохранительных органов. Вот еще одна особенность, по сравнению с прошлым турниром, - присутствие полиции.
По сути, если отбросить все эти мелочи - ВОБ сам по себе целый год не работает, консолидации болельщиков не происходит. Круглый год это бывает незаметно, а всё всплывает, когда все собираются вместе. На турнире «Забей гол, фанат!» все настроения болельщиков, всё, что у них в голове - и выявляется. Дело не в том, что в Самаре соревнование прошло хуже, чем в Сочи. Суть одна - они не рады нас видеть. Не все, но большинство. Не хотят идти с нами на диалог, как-то с настороженностью относятся. Когда там находишься, если даже тебе ничего не говорят, чувствуется, что отношение крайне негативное. Вот и всё.
- А с представителями других клубов, помимо «Крыльев Советов», стычки или провокации были?
- Смотри, как получилось. Это был человек, который болеет за «Крылья Советов», даже эту информацию мы конкретно от них не узнали. Вот стоит перед тобой человек, лицом к лицу. Ты у него спрашиваешь - из какой ты команды? Он молчит, не отвечает.
- Как же вы узнали, что это именно самарский болельщик?
- Потасовка закончилась, мы вернулись на поле, доиграли свой матч с московским «Спартаком». После начали расспрашивать людей, они-то и сказали, что это местный.
- Кстати, о матче со «Спартаком». С их стороны не было негативного отношения?
- У спартаковских как таковые фанаты не играли. Может, профессионалы или полупрофессионалы. В основном, когда мы говорим - болельщик «Спартака», сразу же ассоциируем его с той основной массой фанатов - хулиганами, поскольку они постоянно на виду. Сразу же приходит мысль: типа нацист. Но ведь это не так. На этот турнир приехали как раз-таки нормальные, адекватные ребята, с которыми было приятно пообщаться. Сидели за одним столом, ели вместе, когда как другие вели себя крайне вызывающе, орали какие-то речевки на территории столовой, били посуду. В общем, мы обедали, а они приходили выпить пиво и т. д. Кстати, по окончании турнира они признались, что сложнее всего им было играть против нас.
Нельзя сказать, что все против нас. Были ребята, которые подходили, говорили по душам. С пермяками общались, с фанатами ФК «Краснодар». Кстати, с последними у нас завязались хорошие дружеские отношения. Они, как и мы, против нацизма и расизма.
- Почему вы вышли из ВОБа? Решение было принято сразу после турнира?
- Такая мысль у нас возникла давно, вопрос в активе уже обсуждался. Что вообще дает нам эта организация? В итоге, часом икс, скажем так, стал данный турнир. И никаких сомнений не оставалось, что ВОБ - фиктивная организация. А ОБЪЕДИНЕНИЕ - это всего лишь слово. Их объединение на турнире против нас, но я тебя уверяю, что если за нами последуют и остальные кавказские команды, выйдут и другие тоже. Многие поймут, что эта организация не нужна. Да были у них какие-то свои акции по распространению билетов и перфоманс на матчи сборной готовили. Им просто в то время повезло. Когда они болели за сборную наша команда была на высоте, на взлете. А теперь большинство тех, кто состоит в ВОБе говорят, что нет желания болеть за сборную, что это закрытый клуб, да и на матчи нет желания ходить. Вот это и показывает, что это была не просто хорошая организация, а что они попали на эту волну взлета нашей сборной и под этот шумок сделать себе имя, вот мы, мол, ВОБ делали перфоманс на матчи.
На самом деле эта организация ничего из себя не представляет, она практически не работает. Только можно сказать впустую тратят деньги, выделяемые на эти мероприятия и турниры. В прошлом году из ВОБа вышли «Зенит» и «Фратрия» (один из фан-клубов столичного «Спартака»), в этом году если выйдут кавказские команды, то на следующем турнире у них между собой все равно будут потасовки, драки. Они сейчас объединяются против нас, потому что они нас боятся, вот, мол, как это так их стало больше, надо друг друга вместе поддерживать, мы братья-славяне. Нас не будет в следующем году на турнире, они будут между собой рубиться. Просто они объединились против нас.
Все будут думать, что все из-за нас. Вот не будет, к примеру, на турнире кавказских команд, вот тогда они и поймут, что причина в них самих, что они не могут без конфликтов. Мы вышли из этой организации, потому что не видим смысла находиться в ней.
- Сам Шпрыгин находился на этом турнире. Он пытался вообще разобраться, где справедливость? Я не имею в виду «Дикую дивизию», к примеру, допустим «Амкар» и «Локомотив»…
- Пример приведу с «ДД». После той заварушки он подошел к нам и сказал: «Ребята, я подходил к ним, а теперь хочу выслушать вас». Но это понимаешь, всего лишь показательные действия, вот мол, я что-то сделал. На самом деле, то, что он к нам подошел, и мы ему все рассказали, от этого ничего не меняется.
- Он не свел вас вместе и не сказал, вот ребята пожмите руки, вы оба в этой ситуации не правы. Этому не нужно было выкрикивать неподобающее, а «ДД» не нужно было реагировать на это?
- Нет, такого не было. Работу в этом направлении нужно вести не на турнире - вот ребята пожмите руки. Работу нужно вести заранее. Взять турнир в Сочи, выявить тех людей, которые были зачинщиками на прошлом турнире и сказать им: «Всё ребята, на следующий турнир вам дорога закрыта». Меры нужно принимать. В прошлом году локомотивские отжигали - он с ними выпивает, они русские, он с ними дружит, ну как он может им сказать к примеру: «Ваня, ты не едешь на турнир». У них же свойские отношения. А если мы там что-нибудь натворим, к нам могут как-то придраться, а между собой нет. И вот этот пример, который я тебе привел, то, что не закрывают дорогу на турнир зачинщикам, и показывает, что меры не принимают.
Наше решение выйти из ВОБа было - несостоятельность нынешнего руководства. Нам предстоит провести чемпионат мира по футболу в 2018 г. Мы надеялись, что работа с болельщиками будет проводиться, а ее просто нет.
Ситуацию с выходом из Всероссийского Объединения болельщиков «МД» прокомментировал и лидер «Дикой дивизии»:
- Мы уже уведомили ВОБ о нашем решении. Мы также, как и ВОБ ничего не теряем, выходя из этой организации. Дело в том, что она на самом деле ничего не делает, а только способствует разжиганию конфликтов. Турнир в Самаре можно смело переименовать в "Выпей как можно больше бесплатного пива, фанат". Массовое пьянство, провокации, антикавказские выкрики. Все моменты даже перечислять не хочется. Это точно никак не способствует консолидации болельщиков. Это наше окончательное решение. Однако хочу заметить, что мы не стремимся изолироваться от общения с болельщиками других клубов. У нас есть Совет спортивных болельщиков при Миниспорттуризма Российской Федерации, который возглавляет Виталий Мутко. Там мы можем плодотворно вести диалог и решать какие-то вопросы.
Беседовала Хайбат МУСЛИМОВА
("Молодежь Дагестана")