М. Садиков:«Главное оружие в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом - это религ. просвещение»

Jul 02, 2011 03:53


Вот уже несколько лет в Дагестане осуществляет деятельность образовательное учреждение инновационного типа - Институт теологии и международных отношений им. Маммадибира ар-Рочи. Это первое в Северо-Кавказском регионе учебное заведение, в стенах которого студенты получают и светское и религиозное образование и ведется раздельное обучение.
Одним из инициаторов его создания был Максуд Садиков, который был убит неизвестными 7 июня 2011 года. Ныне институтом возглавляет его брат Магомедзагид Садиков. Идея создания уникального института была согласована с религиозными лидерами и была ими одобрена как возможность развития образовательного и духовного уровня наших граждан.
Сам Максуд Садиков до создания ИТиМО жил в Махачкале лишь три года. До этого жил в Москве. Там же учился сначала в Московской Тимирязевской академии, дальше - в МГУ, после - в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. У него и впечатляющий «послужной список»: кандидат экономических наук, доктор философских наук; работал в учебных заведениях Москвы и системе государственного управления. Руководил одним из подразделений в Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
А еще он был одним из идеологов создания первого Общероссийского мусульманского общественно-политического движения «Нур», который в 1997 г. участвовал на выборах в ГД ФС РФ и занял 21 место среди 43 общероссийских политических движений. Таких результатов не достигла ни одна мусульманская организация, которая участвовала в последующих выборах на общероссийском уровне.
О том, как происходило становление возглавляемого им учебного заведения и о концепции образовательного процесса в разговоре с корреспондентом РИА «Дагестан» в марте 2008-го рассказал сам Максуд Садиков.

- Максуд Ибнухаджарович, расскажите, Институт теологии и религиоведения - это все-таки светское или религиозное учебное заведение?
-Институт теологии и религиоведения (прим.: ныне Институт теологии и международных отношений) светское учебное заведение, работающее на основе государственных образовательных стандартов, утвержденных Министерством образования Российской Федерации. Но важно отметить, что эти стандарты новые и особенные. Они допускают подготовку специалистов в области религиозного знания (теологов) в рамках системы государственного, светского образования. Сегодня, как в России, так и по всему миру прослеживается тенденция нарастания интереса людей к религии. И этот процесс требует соответствующего сопровождения квалифицированными кадрами по религиозному знанию, способными работать в светском обществе, в условиях информатизации и глобализации мира. Большая часть нашего «светского» общества - люди верующие в Бога. И с ними нужно говорить на языке - им понятном. Их нужно оберегать от влияния экстремистских и сектантских идеологий.

- Но в таком случае, чем вы отличаетесь, скажем, от Дагестанского государственного университета?
-В отличие от ДГУ, наши студенты получают дополнительно основательную религиозную подготовку. В Институте теологии - три факультета: теологии, экономики, лингвистики. И все студенты, не зависимо от выбранной ими специальности, проходят подготовку по блоку религиозных дисциплин: «Теория и культ ислама», «Корановедение», «Хадисоведение», «История и культура ислама», «Этика и аксиология религии» и др. Все религиозные дисциплины преподают религиозные ученые-алимы, рекомендованные Духовным управлением Дагестана, что важно в целях профилактики и отграничения студентов от экстремистских идеологий.

- А в какой сфере ваши студенты могут себя реализовать по окончании ВУЗа? Где смогут работать?
- Теолог -очень востребованный и универсальный специалист. Он нужен в органах государственного управления, в системе образования и науки, в сфере религии и межнациональных отношений и т.д. На западе теологов ценят больше, чем политиков и бизнесменов. Со временем и у нас тоже будет так, иншааллах.
К примеру, сегодня у нас часто говорят, пишут об экстремизме, терроризме, сектантстве. Во многих государственных учреждениях, начиная с Москвы, заканчивая муниципальными образованиями субъектов, есть структуры по борьбе с экстремизмом. Но, к сожалению, там нет специалистов, которые обладают должными знаниями о религии, экстремизме, сектологии и др. Дело в том, что до недавнего времени, появления таких учебных заведений как наше, в России не велась подготовка специалистов со светским и религиозным образованием.

- А кто преподает основы ислама? Вы рассказываете об исламе, в частности, и о религии, с исторической научной точки зрения, либо присутствуют элементы канонического изучения?
- Религиозные дисциплины преподают алимы, и, конечно же, преподают с позиции исламской теологии. Теолог по окончании института может работать и в мечетях, так как он проходит подготовку и по исламской канонической практике. А что касается преподавания других верований, то здесь мы применяем, в основном научно-исторический и религиоведческий подход. Исламский теолог не обязан владеть обрядовой и культовой практикой христиан, иудеев, буддистов. Но он должен знать систему веры в целом: содержание и структуру конфессии, праздники и традиции, общее и частное в богослужении, межконфессиональный диалог. Это очень важно чтобы уметь строить мир и диалог с представителями разных конфессий.

- Вы собираетесь увеличивать количество факультетов?
- В настоящее время в структуре Института помимо трех отмеченных выше факультетов функционирует учебное заведение среднего профессионального образования - Гуманитарно-педагогический колледж. В нем готовим учителей информатики для общеобразовательных школ, учителей начальных классов и иностранных языков, воспитателей дошкольных учреждений. Далее мы планируем открытие магистратуры и аспирантуры. Думаю, это достаточно. Главная задача- качество выпускника.

- Как обстоят дела с дисциплиной у ваших студентов?
Вопрос очень важный! У нас дисциплина, этика поведения студента - на первом месте. Если человек не воспитан и не проявляет усердия в собственном воспитании, то такому человеку нельзя давать знание. В Институте теологии за неуспеваемость студента не исключаем, даем возможность проходить курс обучения повторно. Но его не переводим на следующий курс до тех пор, пока не справятся с учебной программой предыдущего курса. А за плохое поведение, не зависимо даже пусть будут у студента отличные знания, мы его отчисляем. Человек без этики и нравственности не должен обучаться и работать в сфере религии.

- А были случаи, когда в ваш ВУЗ поступали сторонники более радикальных течений ислама?
- При поступлении в Институт каждого абитуриента и каждого родителя предупреждаем о недопустимости в стенах нашего вуза радикальных и иных идеологий. Воспитатели внимательно следят за поведением студентов, проводят масштабную профилактическую работу, особенно в первые месяцы учебы. При выявлении отклонений также прилагаем все возможные усилия с целью помощи студенту.
Сегодня наша молодежь живет в нелегких условиях, внешняя среда очень агрессивна и направлена на реализацию и воспитание больше негатива, чем положительного. Поэтому, торопиться вешать на них ярлыки «ваххабита» и отдалять от себя, не нужно. Нужно их сожалеть и помогать им. А если же невозможно исправления, то - исключаем из института, с целью сохранения остальных. За все эти годы таких неисправимых случаев было три.

- Не получилось так, что, исключив их из ВУЗа, вы просто спрятались от проблемы. Нельзя было их просто попытаться наставить на истинный путь?
- Над этим мы думали и думаем постоянно. Разрабатываем пути профилактики псевдорелигиозных идеологий, ищем методы воздействия на молодежь, которая уже «заряжена» разными экстремистскими, сектантскими и националистическими идеологиями, проводим мероприятия воспитательного характера…. Ведь они наши люди, наши граждане, наши дети, наши соседи. Живут они среди нас. Но одних наших усилий здесь недостаточно. Это серьезная социальная «болезнь», требующая комплексного лечения.
К примеру, в других светских учебных заведениях почти нет работы по профилактике и выявлению опасных идеологий среди студентов. А каково состояние там сегодня кому-либо известно!? Даже и среди госслужащих, которые обязаны защищать интересы государства и общества, мы наблюдаем и находим таких, у кого больше симпатии к экстремистской трактовке ислама.
Поэтому, когда сегодня задают вопрос, надо ли в школах и других учебных заведениях вводить предмет основы религии, я считаю, что это необходимо. Необходимо - чтобы обезопасить ребенка от всяких ложных и пагубных для его психики и мировоззрения идеологий. Если он будет разбираться в том, что такое религия, ему легче будет противостоять пропаганде сектантов и экстремистов.
Говоря коротко, главное оружие в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом - это просвещение, преодоление религиозной безграмотности нашего общества.
Столь быстрое распространение в России экстремистских и сектантских идеологий - это религиозное невежество нашего общества, отсутствие должных знаний по религии.

- Ваши действия нашли отклик и поддержку у дагестанских властей?
- Да, есть определенная поддержка и со стороны администрации Президента Республики и со стороны общественности. И Москва тоже оказывает существенную поддержку. В частности создан Благотворительный фонд поддержки исламской культуры, образования и науки, который помогает развитию нашей учебно-методической базы. Правительством РФ разработана «Программа по развитию исламского образования и культуры», где мы участвуем. В рамках этой программы мы разрабатываем учебно-методические комплексы по религиозным дисциплинам на русском языке. По ним будут готовит священнослужителей и исламских теологов во всех профильных учебных заведениях России.
Также важно отметить, что наш вуз является одним из учредителей Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки. В центр входят, кроме Института теологии, Дагестанский исламский университет, Чеченский исламский институт и Ингушский исламский институт. Центр создан для координации действий в сфере религиозного образования, создания единых стандартов и программ подготовки специалистов по религии.
Надеемся, что такая работа поможет развитию системы образования в целом и повышению уровня религиозного образования наших граждан, ИншаАллах! Обществу нужен мир, а это главная цель религии.

ректор, Садиков, интервью, ИТиМО, Ибнухаджарович, Максуд, институт теологии

Previous post Next post
Up