Интересный пост у el_tolstyh
Вернее, меня заинтересовали комментарии к нему. Один из комментирующих пишет об украинке, которая после переезда в Россию не хочет говорить по-укр. Другой комментирующий сравнивает это с неприязнью к немецкому языку после войны, а первый считает, что тот передергивает.
А почему, собственно, передергивает? Обстрелы тяжелой артиллерией, пытки, насилие, грабеж, - все это было и есть на Донбассе. Почему же тогда «передергивание»? Потому что все это происходит на маленьком Донбассе, а не со всей страной?
Вроде бы я уже рассказывала, как, разговаривая с луганчанами, просила мне только точную информацию давать, и с усмешкой добавляю: "Чтобы не получилось, как 'с распятым мальчиком'". А в ответ - серьезные глаза и молчание, а потом чье-то: "А я верю, что так и было", а потом и другие голоса, и вот уже я не вижу никого вокруг меня, кто бы не верил. Пару раз я так сказала, а потом перестала. ТАМ нельзя говорить "чтобы не получилось, как 'с распятым мальчиком'", там они насмотрелись такого, что рассказ про распятого мальчика - не пропагандистский вымысел, а возможная реальность.
Глухонемые дети, которые стоят и смотрят спокойными, чистыми глазами, когда рядом разрываются снаряды, когда взрослые кричат и падают на землю от страха, закрывая уши, а они стоят смотрят спокойно и не знают, что за спиной ревущая смерть; мужик-сельчанин, бесстрастным голосом произносящий: "А вы знаете, каким маленьким становится тело человека, когда оно так долго горит?" Поп, который после плена замкнулся и ни с кем не общается, что они с ним делали, можно только догадываться; женщина, всеми силами пытавшаяся спасти мужа из плена, а потом сама туда угодившая и чуть не сошедшая с ума, и теперь, после спасения, каждое утро начинает со звонка Даше Морозовой и словами благодарности и уже достала эту Дашу, но начинает свой день, как с утренней молитвы, словами благодарности за то, что ее вытащили из ада. Это все реалии сегодняшнего Донбасса. Кто там побывал, кто видел хоть малую часть происходящего там, тот вполне возможно захочет отделить себя от тех, кто это творит, кто отдает приказы и тех многих, которые собирают деньги на войну и тех, кто желает "хоть бы вас там всех скорее перебили"; или просто отправлеют сынов/мужей на войну "зарабатывать".
- Отправила, вот, сына в АТО, - это дальняя родственница рассказывает луганчанам.
- Ты себя слышишь? Ты же его нас убивать отправила!
- Ну, зарабатывать-то как-то надо.
Это реальный разговор и думаю, не единичный.
- Они всегда были заробитчане. Вот и сейчас для них война на Донбассе - это возможность поживиться. Грабят, мародерствуют, отправляют все туда, к себе домой. Зачем им, чтобы эта война заканчивалась?
- И народ Донбасса им чужой - "москали".
- Да, мы же разные совсем. А помнишь..., - подруга называет имя нашего однокурсника, активиста майдана, впоследствии он организовывал сбор денег на войну и что-то там еще в этом духе, - он оказывается польских корней и надеется на репатриацию - что-то там его родственникам принадлежало.
Мы всё думали, что его так двинуло в сторону украинского национализма. Списывали на место жительства. А оказалось - нормальный шкурный интерес. Вот и получилось, что для одного эта бандеровщина является возможностью сорвать хороший куш, а для его бывшего уже друга, проживающего в Горловке - это непрекращающиеся бомбежки, разрушенный родной город и гибель близких. Я не знаю, кто этот второй парень этнически, фамилия на 'ко', может и украинец, но ни о своем бывшем друге, ни об Украине он слышать не может. Другой мой друг-луганчанин как-то сказал: "Я вот - этнический украинец, но какой я украинец?" "Ты русский", - говорю. "Да, я сейчас считаю, что я русский", отвечает. В Карабахе мне встретился азербайджанец, которого 6 месяцев продержали в плену азербайджанцы. Он стал инвалидом. Теперь себя считает армянином.
И немецкий язык был не виноват, и украинский, но люди, пережившие ужас войны, какое-то время будут ассоциировать язык с теми, кто нес смерть и разруху. И кто-то пережил эту войну так, что хочет дистанцинироваться от сегодняшней Украины.
Возможно, у человека написавшего про передергивание, просто сторонний взгляд на эту войну, а для женщины, переехавшей в Россию и бледнеющей от звука мовы, на Донбассе истребляют наш народ.
Помню, как пришла в гостинничный номер писать репортаж о праздновании 9-го Мая в Донецке, а перед глазами ребята донецкие молодые, красивые, которых на площади видела. Тот без ног, тот - без руки.
На мову не особо реагирую, но на Roshen и на флаг - да, даже на сочетание цветов.
https://el20.livejournal.com/143100.html sokura