Кино и танки

Nov 15, 2017 00:19


Король Иордании Абдалла II ибн Хусейн, посмотрев фильм «28 панфиловцев», немедленно пригласил к себе во дворец Андрея Шальопу и Кима Дружинина. «Фонтанка» выяснила, что именно понадобилось королю от режиссеров картины.

О том, что ими интересуется Его Величество король Иордании, создатели картины «28 панфиловцев» режиссеры Андрей Шальопа и Ким Дружинин узнали от Зияда Манасира, иорданского бизнесмена, работающего в России. У них спросили предпочтительные даты визита и выслали билеты.

«Мы удивились, это было неожиданно и здорово, такое необычное приключение, - рассказал «Фонтанке» Андрей Шальопа. - Мы прилетели в Амман, нас тут же встретили, буквально у трапа, как VIP-персон, отвели в отдельный зал, попросили паспорта, оформили визы - мы в этом даже не участвовали. Нас везде возили, к нам был прикреплен водитель и сопровождающий, отвечавший за визит».


На вопрос, насколько официально положено одеваться к королю, россияне получили ответ, что могут не беспокоиться. Особых инструкций, как нужно себя вести, тоже не последовало.



Автор фото: Андрей Шальопа

Встреча с Его Величеством состоялась 12 ноября. Глазам российских кинематографистов открылась одна из королевских резиденций - не то, чтобы роскошная, но весьма просторная.

«Выглядит не как кремлевский дворец, конечно, но как любая королевская резиденция - большой комплекс зданий, охраняемых военными, - вспоминает Шальопа. - Это с большим вкусом украшенные залы, коридоры - как положено в богатых домах. У меня создалось впечатление, что это рабочая резиденция, в которой проходят встречи, типа правительственного офиса. Но я редко бываю у королей, мне трудно сравнивать».

Прием россиянам оказали теплый: для начала напоили крепким кофе в комнате ожидания, затем пригласили к королю.

«Он на меня произвел очень хорошее впечатление, очень обаятельный, прямо глядящий в глаза, очень теплый человек, простой в общении, - рассказал режиссер. - Вообще все, кто нас принимали, произвели впечатление очень приятных, воспитанных, образованных и открытых людей».

Причина неожиданной встречи, как оказалось, была в том, что король Абдалла II ибн Хусейн, будучи маршалом королевских ВВС, интересуется военной тематикой и кино, а ко всему прочему содержит музей танковой техники, среди экспонатов которого - танк и вертолет, которыми он сам управлял. Каким-то образом посмотрев «28 панфиловцев», он заинтересовался большим количеством танков в кадре - причем таких, которых в его коллекции нет.

Пробел в королевской коллекции оказался легко объясним: танки на экране были не настоящими. Чтобы натуралистично показать немецкие танки, режиссеры купили дешевые китайские радиоуправляемые модели, а потом доработали их с помощью деталей, присланных из Великобритании и специально изготовленных на заводе в Петербурге. Причем модели пришлось ко всему прочему перепрошивать и программировать. В итоге модели заметно выросли в цене. Всего таких танков было изготовлено тридцать. Съемки проходили на «Ленфильме».

«В фильме ничего другого нет, кроме моделей, но Абдалле Второму в это трудно было поверить, - вспоминает Андрей Шальопа. - Дело в том, что во время Великой Отечественной войны танки очень сильно изменились. К нам в Россию немцы приехали на моделях более ранних, а уже в конце войны, когда шли обратно, использовали более поздние модели. Многие кинематографисты, не обладая знанием и желанием исторического соответствия, используют либо то, что есть, либо что-то вовсе непохожее на танк. А мы, поскольку в этом разобрались, поняли, что таких танков, как надо, - старого образца - в мире не существует. И мы просто сделали масштабные модели, и весь фильм сняли на миниатюрах, а потом комбинировали в изображении. И король Иордании, когда это увидел - танки старого образца в большом количестве - был просто поражен. Он не знает, где такие можно купить в свой музей, и тут видит битву, в которой целая куча этих танков! Причем выглядят они очень сложно, их так просто не подделаешь».

- Чтобы снять это, пришлось разработать технологию с нуля, - вспоминает Шальопа. - Мы же фильм снимали на натуре, на поле, а потом нужно было снять отдельно танки и вшить их в изображение. Для этого поле было целиком воссоздано на киностудии: исходное поле исследовали геодезисты, сделали его трехмерную модель, потом эту модель отдали художникам, художники вырезали из пенопласта модель площадью в 250 метров. Потом это поле «зафактурили», сделали на нем искусственный снег, дырки от разрывов... Но кроме всего прочего, нужно было использовать роботизированную технику, чтобы повторить движения камеры! Эту технику нам безвозмездно предоставил петербургский институт робототехники - привезли уникальный робот-манипулятор. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в результате этого гигантского труда король Иордании не отличил танки от настоящих!

Однако без танка Абдулла II не остался: режиссеры привезли с собой в Иорданию, одну из моделей - в подарок королю.

«Подарили танк Panzerkampfwagen III ранней модификации. Ровно такой, который был в кино. На самом деле модификаций танка, который был в 1941 году под Москвой, очень немного. Мы в фильме использовали две».

Аудиенцией кинематографисты остались довольны и теперь надеются, что знакомство получит продолжение.

«Мы много о чем поговорили, возможно, это выльется в какой-то проект, потому что король выразил большое желание сотрудничать с нами как с кинематографистами, - поделился Андрей Шальопа. - Я уж не знаю, насколько это реальные перспективы, но это звучало искренне - он взял наши контакты, чтобы напрямую общаться, и передал своим слугам. Такая получилась история!»

Алина Циопа, Фонтанка.ру

#кино

Previous post Next post
Up