За несколько лет до госпереворота и Гражданской войны мне довелось поучаствовать в проекте, в ходе которого собирались и записывались на видео воспоминания участников Великой Отечественной войны в Николаевской области.
Реальных ветеранов на тот момент уже оставалось очень мало. Были и те, кто был призван или пошел добровольцем в 1941, были и призванные в 1944 после освобождения области. Попались и те, кто прямо в гражданской одежде пошел в бой на плацдарм на правом берегу Южного Буга. Не по призыву полевых военкоматов. Сами. Добровольцами вызвались помочь доставить боеприпасы и там остались. Советской армии на том плацдарме пришлось туго. И увязавшихся гражданских, не переодетых, не учтенных, необученных… отослали в тыл на левый берег.
Ни один из ветеранов, призванных после освобождения, а значит, бывших под оккупацией, не рассказал, что из-за этого во время войны или после нее у него были какие-то проблемы с сослуживцами, окружающими или властью. А истории рассказывали они довольно дивные. И таких интервью удалось тогда записать, объехав несколько районов области, несколько десятков. Ни одного упоминания о предвзятом отношении. Как и в воспоминаниях моих родственников, которые так же были призваны в советскую армию после освобождения, после марта 1944 - никаких намеков на отношение к ним командования как к расходному материалу.
И поэтому к рассказам о сотнях тысяч гражданских, плохо вооруженных, не взятых на учет и посланных толпами на немецкие пулеметы я относился с большим подозрением. Потом сам попал на войну и в армию.
Понимаете, в чем проблема… неучтенного солдата вам не удастся даже накормить, потому что пищевое довольствие выделяется на конкретную численность подразделения. И за раздачу армейского питания гражданским, не проходящим по учету, тыловиков тогда бы спросили по всей строгости. Выдать оружие неучтенному лицу в армии - тоже огромная проблема. Шарящиеся по боевым порядкам армии люди в гражданском, без документов, подтверждающих их статус, с оружием - страшный сон контрразведки, особенно в период подготовки наступления.
А особенно бы я посмотрел, как вы погоните эту толпу в атаку. И добьетесь того, чтобы к вражеским позициям насильно призванные прибегали с винтовками в руках, а не бросив винтовки с поднятыми руками.
Вообще гнуснейший конечно прием, когда генералов и маршалов в момент Победы считавшихся безусловно лучшими в мире, потому что победили, за прошедшие десятилетия превратили в общественном сознании в кровавых вурдалаков, которые ставили перед собой главной задачей забросать противника как можно большим количеством трупов, ну и случайно под этого горой похоронивших Третий Рейх.