В новостях пишут, что с 16 января на Украине официально вступил в силу запрет об употреблении русского языка.
Мне это, как филологу, очень интересно будет пронаблюдать. Языковой вопрос в государственных делах - болезненный. Мой дипломный научный руководитель говорила ещё в середине 90-х, ориентируясь, в первую очередь, на опыт Индии - «Языкознание всегда будет наукой очень политизированной, это печальная неизбежность, о которой каждый лингвист должен помнить».
С тех пор прошло много времени, накопился материал и с постсоветской территории. Вывод первый: там, где коренное население нерусскоязычное, борьба с русским языком не удалась и до сих пор вызывает анальное жжение. В первую очередь, это страны Прибалтики, где русские прекрасно владеют местными языками и, между тем, кампании против русского языка ведутся на государственном уровне до сих пор. НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.
Можно задавить несколько слабых языков одним сильным (как это сделали все европейские государства), но обратный процесс невозможен. Сначала это списывали на диктат государства-душителя, но вот, пожалуйста, есть и примеры, когда государство-душитель начинает работать в обратную сторону. Это не только русскоязычная ситуация, точно так же финны не могут вытеснить шведский, например. Боль в известном месте может быть более слабая или менее слабая, смотря как нагнетать сверху, но боль будет, если просто тупо не смириться (как в Индии смирились с английским).
Но на Украине ситуация уникальная - государство-душитель работает против КОРЕННОГО языка. Напомню, что силовую эскалацию на Украине вызвала именно отмена закона «о местных языках» - а это было первое, что сделала майданная Рада (для них это тоже была самая важная задача). Именно языковой вопрос катализировал противостояние (что бы там ни говорили постфактум).
Основная функция языка - коммуникативная, но это только на максимальном уровне абстракции. Человеку есть разница, на каком языке говорить, не только в силу привычки и не только в силу социального давления, я много уже про это писал, не буду повторяться. Язык явление в огромной степени физиологическое (что экспериментально доказано). Давление на языковое поведение - это физическое давление, как запрет махать руками при ходьбе.
То есть будет иметь место ожесточённая языковая борьба, причём борьба сильного языка с заведомо более слабым угнетателем. И, в силу физиологической природы языка, борьба будет совсем не идеологической. То есть те, кто машет при ходьбе слабыми руками, будут бороться с теми, кто машет при ходьбе руками сильными.
Как это будет выглядеть, интересно.