После напряженной, но веселой репетиции перед предстоящими рекламными съемками, зашел к бабушке "по классике" измерить беляшей. Ну и заодно обсудить фотообои с водопадом, горами, морем, деревьями и еще чем-то, которые она хочет на стену вместо "ковра". Пока беляшики (по-татарски парамачи) грелись, увидел у ребят из
streetart_ekb объявление о премьере их фильма о фестивале "Стенограффия" который они проводили этим летом. Время было, решил сходить.
Как человек, связанный с Екатеринбургом местом рождения и проживания первые 16 лет, а также последним годом постоянных командировок, не могу не сказать, что я незнаком с местной культурной жизнью. Но большей частью слова "Стрит-арт", "Сансара", "Курара" и пр. существовали для меня в формате новостей с e1, adme и ЖЖ екбшных друзей. Так уж получается, что работая сразу в трех макромирах - социальной рекламе, кино и занимаясь какой-никакой, но педагогической деятельностью, я не особо успеваю и интересуюсь "тусовками" и знакомствами, поэтому при всем объеме совершенных мной дел - организации кинофестивалей, конференций, снятых работ, выигранных фестивалей, проведенных мастер-классов - я практически никого вживую не знаю. :(
Поэтому приятно было получить возможность воскресным вечером просто прийти и вживую увидеть тех, чьи работы дают мне возможность гордится Екатеринбургом и "пиарить" город среди своих рекламно-киношных друзей.
Про street-art не надо рассказывать - нужно посмотреть их работы. И работы, о которых они рассказывают. И, тем более, посмотреть работы, которые они еще только планируют сделать. Это целый мир, который меняет окружающее пространство и делает его приспособленным для проявления человеческих эмоций.
И именно под таким девизом прошел бесплатный показ фильма "Стенограффия" в Колизее сегодня вечером. Мне очень легко рассказывать об этом мероприятии, так как я не знаю ровном счетом никого из тех кто там был, поэтому мог судить обо всем непредвзято :)
1. Зал.
Зал был полон действительно молодых, интересующихся современной культурой людей, которые не просто пришли "нахаляву" или "поддержать друганов", но это были люди, формирующие активную прослойку в современном городе. В общем, не аудитория, а мечта для кинофестивально-тусовочных мероприятий.
Сидеть было практически негде, сидели на полу:
Если стрит-артовцам интересно, было 380-420 человек. 11 рядов по 23 кресла + 12 ряд на 27 кресел + ряд построенный из кресел из холла еще человек на 30 + 50-80 человек по бокам, плюс выходящий и приходящие - итого я могу сказать, что написав фразу "более 400 зрителей" организаторы ни капельки не преувеличат.
Для сравнения, 5-ый зал "Октября" где проходит 4 года "Свободная мысль" во время ММКФ вмещает что-то около 300 человек (это если сидеть на потолке) и далеко не всегда его удается набрать даже на хорошую премьеру.
Особо в зале мне понравились сидевшие там двое "заблудших забулдыг", которые пришли "нахаляву" посмотреть фильм и которые были поражены первыми выступавшими Синоптиксами-битбоксерами. К сожалению, они сидели рядом со мной, и после первого выступления я поменял свою дислокацию, так как запах и аромат, исходивший от их уличной жизни, вступал в диссонанс с моим ощущением от мероприятия.
2. Музыка.
Перед показом фильма на сцене выступили музыкальные группы, принявшие участие в создании музыкальной стороны фильма - группы Synoptix, Сансара и Курара. Сансара, скажем так, в меньшей степени, но, я так понимаю, они сотрудничают со Street Art по множеству других проектов. Послушать вживую песни, которые позже услышишь в фильме - очень-очень разогревают.
Хотя я бы в данном случае поставил локальный свет на музыкантов, а на экран пустил бы фотографии голых стен города и готовых объектов (например, из книги, которую разыгрывали - чтобы привлечь внимание к ней большее). Было бы атмосфернее.
Synoptix
Сансара - Александр Гагарин
Курара - Олег Ягодин
В общем, порадовали так порадовали.
3. Стрит-арт
Конечно, было приятно и увидеть на сцене всю команду Street Art - чувствуется, что формат сцены им непривычен, но ничего, будет еще "практика" :)
Справа - главный двигатель всего процесса - Евгений Фатеев.
Андрей Крупин, режиссер фильма, поздравил свою маму, сидевшую в зале, с днем рождения:
4. Фильм
Ну, наверное, все ждут от меня каких-то мыслей по поводу фильма, но их особо не будет много, так как все писалось для того, чтобы выложить зачем-то снятые на оказавшийся "всегда с собой" никон. Но все же напишу пару мыслей.
Работа представляет из себя ощущенческий репортаж со "Стенограффии" и художественные клипы уральских музыкантов, совмещенные с работой участников проекта. Таким образом, в фильме представлены как разные художники, так и разные музыкальные композиции, которые эмоционально или идейно совпадают с направлением мысли этих художников.
Но в фильму, в плане драматургии, не хватило нескольких профессиональных драматургических знаний, чтобы создать у зрителя ощущение катарсиса от происходящего. Прежде всего, фильм немного "застрял" где-то между "репортажем" и художественным осмыслением прошедшего. И, конечно, Евгений говорит в кадре о том, что они бросают вызов серости, но не хватило опорных точек, на которые можно было бы повесить такую конструкцию.
Скорее всего, речь идет о том, что для людей, которые не знают о стрит-арте ничего или очень мало (как раз такие как я), не хватает сравнительного понимания той серости, которая окружает людей в их повседневной жизни, и того масштаба сделанного, который остался после "Стенограффии".
Мы так или иначе видим людей в процессе, но не видим их исходную и конечную точку, которая заставила бы нас ощутить весь спектр пережитых художниками эмоций, о которых они говорили.
Если ребята захотят, я им привезу в следующий раз пару полнометражных документальных фильмов, которые рассказывают о художниках, но которые, как ни странно, не появляются во всяких модных списках "топ-10 лучших документальных фильмах о художниках" и т.п. на всяких лукэтми.
Это "Women are heroes" известного французского художника JR:
Click to view
и, конечно же, любимая и лелеемая мной "Свалка \ Waste land" Люси Уолкер:
Click to view
Драматургия этих фильмов имеет не только сам процесс, не только мысли их художников, но и то, как менялось это пространство. Мне кажется, если добавить в "Стенограффию" таких элементов, он только выиграет от этого. Ведь классическая драматургия должна иметь эти точки, чтобы достучаться до людей - и это не вопрос "отрицания привычных форм", это вопрос понимания и умения вступить в контакт со своим зрителем.
Мне обидно, потому что я бы хотел хоть сейчас взять этот фильм и показать на "Мультиматографе", который я поеду жюрить в Вологду через неделю ну или там еще куда-нибудь предложить - благо, в плане кинодеятельности короткометражных предложений мне искать не надо. Но фильм пока что сыроват и уже больше чем просто отчет о прошедшем мероприятии, но меньше, чем законченное художественное произведение.
Имело бы смысл в духе "стрит-арта" выставить в холле по окончанию какое-нибудь большое полотно 2x3 и предложить зрителям после показа оставить свои мысли и комментарии о фильме, а эпизод с премьерой и оставлением комментариев сделать финальным эпизодом фильма, ну или что-то такое. И, конечно же, хотелось бы в конце фильма увидеть хотя бы на фото, статично, все представленные в фильме работы в финальном виде. Вы-то, организаторы, их наизусть знаете, а я только зубастого мужика за театром эстрады вживую видел.
Ну, в общем, как-то так. Пойду-ка я работать.