Inside job of Khodorkovsky \ Внутреннее дело Ходорковского

Mar 25, 2011 05:34



Эпиграф: "Жизнь - дорогое слово. Но в наше время, Кирюха, жизнь ничего не стоит. Жить дорого, а жизнь - дешевая" (из интервью бывшего сокамерника Игоря Гнездилов режиссеру фильма Сириллу Туши).

Документальный фильм "Ходорковский" уже не раз обсуждался, оценивался, рассматривался и пр. В основном, с точки зрения фактов, аргументов, личности главного героя, политических и экономических точек зрения. Меня же привлекло совершенно другое.
За полторы недели до этого я посмотрел лауреата премии "Оскар" этого года за лучший документальный фильм - "Inside job", полуторочасовую экономическую лекцию умных людей, оценивающих предпосылки, причины и следствия мирового экономического кризиса в контексте США. С полной уверенностью могу сказать, что НИАСИЛЕЛ (или как можно это слово максимально исковеркать?).Однако сам факт, что полуторочасовое рассуждение говорящих голов с крайне простым графическим и режиссерским решением получает чуть ли не главную премию мира, навел меня на мысль. Это их Inside job - их внутреннее дело. Они понимают эти термины, они ими живут, им это интересно.

Так вот, каким бы ни был международный резонанс и интерес к Ходорковскому - это прежде всего наша (наше?) Inside job. Внутреннее дело.

Но, похоже, мы все слегка забыли о том, что это дело наше, внутреннее. И именно в такие моменты взгляд со стороны помогает об этом вспомнить. В этом смысле, я часто с пристрастием рассматриваю документальные картины, снятые "ими" о "нас". И говоря о "Ходорковском", я прежде всего хотел бы поговорить об этом.

Независимый проект режиссера Сирилла Туши (прочно засевшего у меня в голове как "Кирюха"), обросший продюсерами, каналами-вещателями и дистрибьюторами не меньше, чем легендами и слухами - это действительно Фильм.
Собранный, как ласкутное одеяло, из мыслей режиссера, писем Ходорковского, попыток взять интервью у официальных лиц, хроники государственной и личной, анимационных вставок и пр. важных элементов, он в итоге оказывается целостным произведением.

Музыка Арво Пярта с первых минут задает настроение для просмотра. Это не история политического процесса, не история лихих 90-х и расплаты за них. Это - негодование человека, задающегося вопросом "Как же так?".

На этот вопрос, собственно говоря, и отвечают все герои фильма - как непосредственно имеющие отношение к нему Леонид Невзлин , Ирина Ясина , его сын и первая жена, его мать, так и официальные лица.

И эта обрывочность мнений, калейдоскоп, выстроенный в хронологическом порядке и приближающий нас к финалу, дает мне то самое ощущение современной документалистикой - возможность режиссеру высказать свою точку зрения, не навязывая и порой даже отговаривая от нее своего зрителя. И это при том, что мое отношение к этому фильму сильно скептическое и изначально строилось не на политической ангажированности темы, а на интересе, как "оседлать такую тему", как в ней не уйти в обвинения, обеление, как не перейти на крик и оскорбления. И получилось. Я не нашел трейлер, нашел только такое видео:

image Click to view



То, что не дало оскароносное "Внутреннее дело", есть здесь. Паузы чтобы подумать. Услышать. Осознать. По моим предыдущим рецензиям можно понять, что я это в кино очень ценю. Порой, конечно, смущает, как деликатно субтитрированы на грамотном английском высказывания русских, живущих за рубежом и говорящих не вполне ээээ филологически верно. Впрочем, ближе ко второй половине фильма понимаешь, что это больше производственная необходимость - звук во многих местах записан просто на накамерную пушку.

И, конечно, это не было бы немецкой документалистикой, если бы не забота о прологе и эпилоге - первом и крайнем кадре. Пустое поле. Панорама. Лес вокруг. Нефтяная скважина. Редеющий лес. Церковь за большой белой каменной стеной. Первый кадр, конечно, подпортили постановочные высказывания молодежи "А что это вы снимаете? а кто такой ходорковский?" и т.п. которые оказались рядом с место, куда в конце концов добралась панорама. Но не надо от документалистов ждать хорошей постановы. Нужно ждать хорошее кино.

И сложно сказать, хорошее оно или нет. Задело - да. Почему - не могу до конца дать ответ. Действительно порадовал бывший сокамерник Михаила Борисовича, который сказал фразу из моего эпиграфа: "Жизнь - дорогое слово. Но в наше время, Кирюха, жизнь ничего не стоит. Жить дорого, а жизнь - дешевая"
Вот этот "Кирюха", как и крупный план Путина, когда в 2003 Ходорковский докладывал ему о коррупции - это кино. По этим двум кадрам мне ясно больше, чем многие пространные рассуждения, которыми иногда перенасыщен фильм.

Конечно, мы все это знаем. Мы знаем даже больше, и можем рассказать еще больше - пускай только приедет режиссер и спросит нас (да, так в фильме есть мнений людей, которые непонятно каким образом там оказались, типа "глас народа". Они-то и снижают планку и определенный пафос картины, так как вызывают недоверие и легкую улыбку типа "ну понятно, иностранец ведь снимал").

Но структурировать, собрать наши знания и подкрепить это определенными эмоциями фильм может. За что, наверное, и взят на диструбуцию крупной французской компанией Rezo Films, которая редко когда прокатывает документалистику - разве что The YesMen Fix the world прошлогодние, ну и еще пара крупных, ярких, и несомненно востребованных на кинорынке картин.

Ведь, прошу не забывать. Каким бы правдивым и важным этот фильм не был, это кино. И как только этот фильм становится публичным, он становится не только событием, но и продуктом. А настолько разрекламированный продукт - еще и дорогим и эксклюзивным.

На этом и закончу сегодня. Хочется надеятся, что прочитавшие этот очерк представители политических движений, специально отслеживающие все упоминания о фильме или самом Х. люди, получили несколько минут скучного и неинтересного чтения.
А всем остальным объяснять смысл первого кадра с поля до церкви и крайнего в обратную сторону, думаю не надо. Все-таки культурные люди все здесь :)

khodorkovksy, Кирилл, документальное, Туши, кино, Ходорковский, Сирилл, фильм

Previous post Next post
Up