FIAPF, Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров, ежегодно аккредитует ведущие мировые кинофестивали. Аккредитация происходит по 4 основным категориям:
Фестивали с конкурсом полнометражных (игровых) фильмов - то, что ранее называлось "Класс А" и такой фестиваль в стране может быть только один.
Таких фестивалей на текущий год всего 15. Конкурсные фестивали специализированных полнометражных (игровых) фильмов.
Их, на данный момент, всего 27, но и условия аккредитации у них немного проще.
Фестивали с неконкурсными полнометражными (игровыми) фильмами.
Этих вообще три, и, судя по всему, они активно хотят перейти в категорию конкурсных.
Документальные и короткометражные кинофестивали.
Пять штук, также возможен только один в своей стране.
Условия аккредитации фестивалей у каждой категории разные, но, примерно, они все должны иметь:
Хорошие круглогодичные организационные ресурсы
По-настоящему международный выбор фильмов и конкурсных жюри
Размещение международных корреспондентов
Тщательные меры по предотвращению пиратства
Поддержка со стороны местной киноиндустрии
Страховка всех копий фильмов
Высокие стандарты официальных публикаций и информационного обеспечения (каталог, программки, флайерсы)(перевод с сайта
PROFICINEMA).
У документалистов может возникнкуть вопрос: а куда имеет смысл подавать свой документальный фильм? Тем более, что большинство этих фестивалей не имеют документального конкурса? И если имеют, то какие? А если нет, то показывают ли они документальные фильмы?
Вопросы разумные и у меня есть на них ответы :)
1. Фестивали конкурсные (ранее Класса "А"). Из 15 аккредитованных фестивалей полноценный самостоятельный конкурс документальных фильмов есть только у 4-х:
- Карловы Вары - С 1995 года. Конкурс полнометражных, короткометражных документальных картин, а также приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм. Приз - статуэтка + $5000. Сайт: http://www.kviff.com. Проходит в первой декаде июля.
- Московский международный кинофестиваль - с 2011 года. Конкурс полнометражных документальных картин, сделанных для широкого зрителя (обычно 7 картин). Приз - Серебрянный Георгий + денежный приз (В 2014 году - $5000) от проекта "Смотрим Обсуждаем" и студии "Остров". Проходит в конце июня. Сайт: www.moscowfilmfestival.ru.
- Варшавский международный кинофестиваль - с 2012 года. Конкурс документальных полнометражных и короткометражных картин. К призу за лучший фильм (может быть только один победитель в каждой подноминации) добавляется 5000 злотых за полнометражных и 1000 злотых за короткометражный фильм (минус налоги и т.п.). Проходит в середине октября. Сайт: http://www.wff.pl
- Шанхайский международный кинофестиваль - с 2015 года. Конкурс будет проводиться впервые, будет вручаться приз за лучший документальный фильм. Сайт: http://www.siff.com
Что касается других конкурсных кинофестивалей (класса "А"), чье имя у всех на слуху, то там примерно такая история:
Канны, Берлин, Венеция, Локарно могут показывать документальные картины как в основном международном конкурсе, так и во внеконкурсных программах. У Берлина документальные фильмы получали призы как к основном конкурсе (Эррол Моррис, например), так и в специальной Panorama Dokumente (внеконкурсной). В Каннах документальные фильмы оказываются в двухнедельнике режиссеров, программе ACID, в Special Screenings. В Венеции документальные фильмы в основном конкурсе появляются не так часто, но если появляются, то сразу запоминаются - Гран-при в 2013, Специальный Гран-При (бывает и такой) в 2014 году. Кроме этого, в Венеции есть еще и награда за лучший итальянский документальный фильм (Controcampo Doc Award). В Локарно документалисты прочно засели в достаточно новой конкурсной программе Filmmakers of the Present, где уже несколько лет какой-нибудь приз, да получают.
Кроме этого, большинство конкурсных фестивалей (класса "А") имеют внеконкурсные документальные программы - чаще всего это Best of Fests, подборка лучших документальных фильмов со всего мира. Такие программы есть у Москвы (Свободная мысль), Карловых Вар (внеконкурсная программа докфильмов), Токио (Nature TIFF и World Cinema), Монреала (Documentaries of the World) и т.д.
Не стоит забывать и об одном из неконкурсных фестивалей - Торонто. На данный момент в Северной Америке его документальная внеконкурсная программа имеют репутацию даже выше, чем у большинства программ конкурсных кинофестивалей (класса "А"). Ну и, конечно, репутация короткометражных и документальных фестивалей (то что раньше было Класс "Б") тоже довольно высока.
Но, все-таки, речь не о них, а о том, стоит ли пытаться получить премьеру фильма на конкурсном фестивале (Класса "А"). Простого ответа нет, но принцип самостоятельного продвижения всегда один - это стоит денег и нужно понимать, насколько ваше кино дотягивает до уровня программ каждого конкретного фестиваля. Посмотрите прошлых победителей и участников, узнайте кто в отборочной комиссии и на каких более доступных для вас фестивалях бывают эти люди, чтобы попытаться с ними там встретиться и лично представить фильм. Ну и, конечно, если вы все-таки решились подавать фильм на конкурсный фестиваль (Класса "А"), да и на любой другой престижный фестиваль, и вас куда-то отбирают, не забывайте напоминать отборщикам наиболее крупных кинофестивалей о том, что вас приглашают на другие фестивали. Это может повлиять на скорость принятия ими решения и дать вам возможность попасть в этот заветный "Класс А".
Обратная сторона, конечно, что не каждый Класс "А" принесет вам больше пользы, чем специализированный фестиваль, имеющий серьезную индустриальную программу, но тут уже все зависит от вас и вашего понимания кинобизнеса.