Накормим весь мир

Feb 11, 2016 15:07

Заграница нам поможет, заграница нас накормит - часто такие вещи мы слышали во время перестройки. Однако понятие продуктовой безопасности, а также поддержку собственных сельхозпроизводителей никто не отменял.
Знаете, что больше всего удивляет иностранцев в России? Количество сельскохозяйственных земель, которое раньше не использовалось или использовалось из рук вон плохо.



Знаете, что поразило меня недавно, когда я ехал на машине по автотрассе? Снегозадержатели. Они не являются обязательными, но требуют затрат. Они полезны, да, но это тот пункт, на котором сельхозпредприятия обычно экономили. Сейчас у производителей есть ресурсы на то, чтобы сделать все правильно, закладывая фундамент под будущие урожаи, причем фундамент правильный: не убивающие землю суперудобрения, а через использование агротехнических, проверенных методов.
Проезжая через Липецкую область, на полях можно видеть поливные системы, стационарные, дорогие.
В Воронежской области стоят снегозадержатели и, как грибы, растут агрокомплексы.
Такая же картина - во многих областях.
Ни одного нераспаханного поля. В прошлом году, несмотря на кризис, производители удобрений в России вышли в неплохой плюс. Да мы и сами видим, что наше сельхозпроизводство встает с колен: на прилавках магазинов -собственная курятина, появилась неплохая свинина и говядина. Большой выбор молочных продуктов.
Но, понятное дело, все это произошло не сразу. На то, чтобы заработали в полную мощность и окупились птицекомплексы, где-то читал, нужно 3 года. Сегодня мы полностью обеспечены мясом птицы, собственным. Со свининой и говядиной процесс еще более долгий, в прошлом году Россия впервые не только не закупала свинину, но и активно продавала свою.
В послании ФС президент указал на рост АПК, но заложен этот рост был еще при прежнем министре сельского хозяйства Елене Скрынник. Именно благодаря этому мы получили сейчас такие выдающиеся результаты, а, главное, стабильность, несмотря на то, что сельское хозяйство - это зона повышенных рисков. Тут не прокатные станы, которые работают предсказуемо. Здесь земля и погода, и засухи, и наводнения, и заморозки, и саранча, и много еще всего разного.
И если допустить, что продовольственная безопасность для нас важна и, главное, выгодна, то формула импортозамещения должна выглядеть именно так, как говорит об этом Скрынник в интервью в КП. Заграница, конечно, с радостью нас накормит, однако стремиться выйти на крупные продовольственные рынки - это действительно цель , потому что объемы и доходность от рынка, например, зерна, вполне сопоставимы с доходностью от продажи нефтепродуктов.
Посмотрите на западные страны, которые всячески пытаются заставить другие страны от поддержки сельхозпроизводителей. А что у них? А у них эта поддержка идет в полной мере. Непродуманные меры приводят к краху отраслей и чуть ли не всей экономики. Аргентина в свое время ввела пошлины на экспорт зерна. И где теперь та Аргентина? Ее просто выдавили с рынка.
У нас наблюдется «девальвационный эффект», когда из-за разницы курса валют все, что шло на экспорт , оказалось в диком плюсе. Нужно не потерять этот эффект, вводя непродуманные пошлины. Ведь в этом случае доходы от продажи зерна идут не просто в карман нескольких корпораций, а равномерно растекаются по всей стране, поднимая и активизируя самую глубинку. Это тот самый рычаг роста экономики, который нужно обязательно активировать, причем прямо сейчас.
Прогнозисты и прочие футуристы предрекают в будущем падение нефтегазового лобби во всех странах мира, выход на альтернативные источники энергии. Производство энергосберегающих лампочек, гибридных автомобилей, строительство целых полей с батареями, работающими на солнечной энергии, говорят прямо об этом. Что будет, когда закончится нефть? Что будем делать мы в этом случае или в случае открытия какого-то принципиально нового источника энергии? Человечество может вообще обходиться без нефти, но оно не сможет обходиться без хлеба - рынок продовольствия стабилен. Для селян ведь главное - это почувствовать поддержку в лице государства, в ответ на это они станут той самой одной из основ стабильности, которая так нужна нашей экономике.
Во время становления всей системы, да, тяжело. Да, нужно то самое ручное, быть может, управление и волевые решения (каким был, например, запрет на экспорт «ножек Буша»). Минсельхоз смог закрыть границу для некачественного мяса, в ответ мы получили развитие собственных отраслей по его производству.
Государство простимулировало производителей хлеба, мы получили качественный и недорогой продукт на полках социальных магазинов.
Сегодня Скрынник, несмотря на то, что многие говорят об ее эмиграции, никуда не уехала, живет и работает в Москве. Курирует несколько проектов, касающихся сельского хозяйства: лизинг, инвестиции, инновации. В обществе сложилось противоречивое мнение о ней, но нынешнее состояние АПК России говорит о том, что она все сделала правильно. Многие ли бывшие министры могут похвастаться тем же? Вряд ли. А жаль.

бизнес, власть, Россия

Previous post Next post
Up