Течение Прерафаэлитов можно назвать первым авангардным художественным движением в Европе. Оно возникло из идеи отрицания традиционной школы живописи, созданной последователями Рафаэля. Образцом для художественного переосмысления прерафаэлиты выбрали искусство раннего Возрождения, эпохи «до Рафаэля».
Если обратится к истории, когда открыли масляные краски и и все они работали на белом фоне, на белом грунте и писали чистыми красками. Но пришел Леонардо да Винчи и все испортил, он начал работать на темном фоне, полутонами. и картины получались, как живые. Рафаэль довел до совершенства идеи Леонардо. И с этого момента почти 400 лет художники работали в этой манере.
История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились студенты школы Королевской академии Уильям Холмен Хант (1827- 1910), Данте Габриэл Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Миллес (1829-1896). Им не нравились система академического образования, модные живописцы и консервативные вкусы викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать людей и природу отвлечённо красивыми, а события - далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и религиозных произведений. И они решили обратится к до Рафаэлевской эпохе.
Сегодня бы их назвали оппозиционерами от искусства.
Они стали работать на белом грунте, яркими красками. И картины просто светятся.
Это наверное самая красивая из картин, передающая дух прерафаэлитов.
Джон Миллес. Офелия.
Миллес обратился к самому драматичному моменту пьесы Шекспира. Пейзаж был написан на пленэре, а для фигуры Офелии, законченной уже в студии, позировала Элизабет Сиддол.
кстати они первыми стали выходит на пленэр и писать природу с натуры, потом добавляя людей.
Уильям Хант. Пробудившийся стыд.
Сюжет картины посвящен положению женщины в современном обществе. Свет спасения на заднем плане, воспринимается как метафора: героиня смотрит из полутемной комнаты на залитый солнцем сад...
Куратор выставки от Пушкинского музея, объясняет, что имел ввиду автор нарисовав эту картину.
Красота, "единственная абсолютная цель" искусства, особенно в картинах Россетти. Он стремился создать новый эстетический идеал, в которых прославляется полнокровная, пышущая здоровьем, подчеркнуто чувственная женская красота.
Данте Россетти. Возлюбленная (Невеста).
Россетти. Прозерпина.
"Она изображена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погруженная в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница - атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания" - писал Россетти
Одно из главных мест в творчестве прерафаэлитов занимает образ женщины во всех её ипостасях - матери, возлюбленной, жены. Портреты белокожих длинноволосых красавиц, выполненные рукой мастеров этого течения, стали для своего времени настоящим художественным открытием. Но и в обычной жизни взгляды членов братства на социальное место женщины в обществе можно назвать весьма лояльными и, в некоторой степени, авангардными. Они не запрещали им строить собственную карьеру, заниматься творчеством, открыто выступали в защиту их прав.
Уильям Хант. В переводе с итальянского звучит как "Сладко ничего не делать"
Данте Россетти. Monna Vanna
Что звучит как "Тщеславная женщина", название заимствованное из "Новой жизни" Данте.
Блогеры решили улучшить картину...
И еще стоит отметить, они стали брать религиозные сюжеты, но нарушая иконографию. Они делали сложную символику, в каждой картине зашифрован свой тайный смысл и каждый предмет, что-то символизировал.
Данте Россетти. Благовещение.
Здесь нарушены все традиции того времени. Мадонна изображена, в простом платье и на постели.
Джон Миллес. Христос в родительском доме. Мастерская столяра.
какие яркие цвета, картины как будто светятся
Еще одно направление у Прерафаэлитов, это поэтическая живопись. Практически все картины были вдохновлены рыцарскими поэтическими романами, балладами или творчеством поэтов-романтиков.
Эдвард Берн-Джонс. Любовь ведущая пилигрима.
Получилась немного кривое фото, но картина достойная внимания.
Джон Миллес. Долина вечного покоя. (Усталый обретет покой).
Впервые идея о том, чтобы привезти в Москву творчество прерафаэлитов, была сформулирована директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Ириной Антоновой в 2008 году. Организация этой выставки заняла почти пять лет и потребовала огромного труда со стороны кураторов. Картины, находящиеся в галереи Тэйт, ежегодно привлекают к себе внимание миллионов туристов, и изъять их из постоянной экспозиции оказалось невероятно сложно. Кроме того, многие полотна и предметы искусства сегодня находятся в закрытых частных коллекциях в США и Великобритании, переговоры с их владельцами заняли очень много времени.
Надо сказать отдельное спасибо. всем кто помог организовать такую выставку.
Это и ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерее Тейт
Благотворительному фонду "Искусство, наука и спорт", при личном участии Алишера Усманова.
Особо отмечу, что картины прерафаэлитов, впервые выехали за пределы Англии. а некоторые хранятся в частных коллекциях и увидеть их в живую, большая удача и огромный труд организаторов.
.
Так что вперед в музей. Выставка очень интересная, давно не получал такого удовольствия от просмотра картин.
Там наверное уже очереди выстроились.
Будете в Москве, сходите, не пожалеете. Она будет проходить до 22 сентября.