Вы когда-нибудь видели изображение Иисуса Христа монголоидной расы? То, что вы увидите ниже, мягко сказать, сильно удивит вас... Когда я поднялся на самый верх Пермской государственной галереи, я ахнул от неожиданности. Слово уникальная коллекция лишь отчасти передает те эмоции, что ты испытываешь при виде этих скульптур. Здесь разбиваются все каноны традиционного христианства, мы помним, что объемное изображение Божества запрещены.
"Пермские боги" - так назвал свое открытие уральский искусствовед Николай Серебренников, энтузиаст и подвижник, который в 1923 году во время экспедиции нашел "пермских богов", а затем организовал еще пять экспедиций по поиску уникальных скульптур. К середине 20-х годов Николай Николаевич сформировал коллекцию деревянной скульптуры и доказал, что "пермские боги" - это не только предметы культа, но и, в первую очередь, произведения искусства.
Язычество не до конца вымерло с христианизацией Пермского края, тем более что христианство окончательно прижилось довольно поздно, лишь к концу 15 века. Православные священники разрешили местным жителям вырезать из дерева православных святых и молиться им, чтобы не потерять паству. Так деревянные Боги очутились в церкви. Хотя ещё долго они находились под запретом, и их убирали перед приездом гостей.
Простой люд старался приблизить небесных богов к себе, обычным смертным. Пермяки часто не ощущали различия между божеством и его изображением. Местные жители относились к этим статуям как к живым богам - одевали по праздникам, прятали от врагов, наказывали.
Пермские резчики, чьи имена остались, за небольшим исключением, неизвестны, создали в течение предположительно трех веков целую художественную школу. В 17 веке она отражала влияния московской иконописи. С 18 века в нее проникают приёмы барокко и западноевропейские иконографические типы.
Большинство вырезанных из дерева фигур было найдено на территории Верхнекамья, в районе старейших уральских городов - Чердыни и Соликамска.
Просто вглядитесь в эти лица...
Потрясающая достоверность, фигура выглядит как живая
Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, в тона, близкие северной иконописи, нередко дополняясь позолотой и серебрением.
В общей сложности сохранилось не менее 500 деревянных статуй.
Очень много фигур - Сидящий спаситель, в разной интерпретации
и что удивительно, нет похожих лиц, каждая фигура уникальна.
Царские врата из дерева
Лица, вырезанные из дерева поразительные и запоминающиеся
Фигуры ангелов
Сегодня галерея располагается в здании церкви, здесь сохранился древний иконостас
Еще добавлю пару слов про иконы строгановской школы иконописи. Они тоже не обычные, а написаны в стиле пейзажа, со множеством деталей.
Или вот такие дополненные рамкой.
Будете в Перми, советую сходить в художественную галерею. Точно получите масса положительных эмоций. И откроете для себя целые пласты неизвестного искусства.