-Для чего заводить собаку?
-Чтобы понять насколько мы животные и животные это мы.
Как вы может быть знаете, некоторое время назад я начал изучать экономику. И даже собираюсь защищать дисер по экономической теории о том как формальные и неформальные правила влияют на изменения в промышленной отрасли, с приложением к черной металлургии.
Но рассказатья хотел сейчас не об этом. Многие воспринимают экономику как поиск святого грааля, инструмента, который позволит объяснять любые события и принимать правильные решения. Однако, как только стало понятно, что одной философией и словоблудием эту проблему решить не удастся, взялись за математические методы. А вот тут начался забавный процесс, когда в экономику полезли математики, большинство из которых, к сожалению, больше любят разрешать математические парадоксы, чем, собственно, решать конкретную проблему.
Когда стало понятно, что одной математикой сыт не будешь, без сопоставления с реальной жизнью, экономика стала налаживать связи с другими социальными науками. Этот процесс получил название экономического империализма.
В этой связи интересно посмотреть лекцию Герберта Гинтиса о принципах унификации социальных наук.
Five Principles for the Unification of the Behavioral Sciences Herbert Gintis
его страничкаВ своей лекции он ссылается на
эту книгу
Еще раньше мне попалось на глаза
интервью с Ясоном Бадридзе МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ВОЛКОМ, опубликованное в одном из номеров Русского Репортера. Для меня было открытием, что в жизни волков многое определяется социальной культурой стаи и накопленными знаниями, а не только генетикой и рефлексами, как нас учили в школьном курсе биологии. Настоятельно рекомендую к прочтению.
Из той же серии
Wild Justice: The Moral Lives of Animals [Paperback] .
Она гуляет в электронном виде на соответствующих сайтах.
И как продолжение двух этих материалов выступает
Лекция Александра Маркова "Эволюционные корни добра и зла: бактерии, муравьи, человек" .
Если к этому добавить лекцию Татьяны Черниговской: Чего мы не знаем о мозге, в которой она показывает, что мы не сможем избавиться от искажений, которые создает наш мозг в восприятии окружающего мира. Начинаешь ощущать себя альтруистической амебой;)
Тут положение спасает Роберт Сапольски, объясняя чем же все таки человек отличается от амебы и тем более от бубуина.
Отлично! Все люди особенные и все чудесны. Но некоторые чудесны по своему, и мозг у них работает совершенно подругому чем у других.
Выступление Темпл Грандин на конференции ТЕДа.
Так же настоятельно рекомендую всем посмотреть
фильм снятый по ее биографии Кроме общего интереса к биографии сильного человека, фильм еще показывает, что "в мире так много справедливости, что совсем неосталось места состраданию".
Вроде пока достаточно;)
Пойду закапаю себе Окситоцинчика)