Нашел интересное фото в своем архиве: Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в конце 20-х. Обратите внимание на цветочные клумбы в виде звезд и флаг на колокольне. Фото примерно 28-29 года. НО может и самое начало 30-х.
До революции весь скит утопал во фруктовых деревьях и цветах, по необходимости послушники подсыпали свежий песочек на дорожки, а тишину скита нарушало только жужжание пчел и пение птичек. На фото все мертво.
У меня есть еще один снимок - фото скита перед передачей его монастырю. Снято примерно с этого же ракурса, но только с вертолета. Удивительное дело - скит мертвый. Спустя год повторили кадр - уже живой. Как объяснить и аргументировать свои ощущения не знаю. Но многим показывал и все говорят, что есть чувство живой-мертвый. Хотя скит никогда мертвым в буквальном смысле не был - всегда жили люди. Причем были и хорошие, нормальные, верующие, радовавшиеся возвращению Оптиной. А ведь для них это возвращение было со слезами на глазах - надо было уезжать из родного дома, покидать стены, в которых прожил десятки лет, родил и вырастил детей... Радовались. И грустили, что надо оставлять любимое место тогда, когда исполнилась их мечта - монахи вернулись.
Живой скит был всегда. А вот чувство оставленности и запустения есть.
Заборчики вокруг домиков исчезли. Да и самого скитского забора и купола на башенке не видно. Пустили на дрова скорее всего. А зачем в лес по дрова ходить, когда легче разобрать готовое...