Oct 20, 2013 21:10
Очередной аноним из ЖЖ написал следующее: "Да и вообще, тип этакого "бизнесмена от православия" (на ум приходят Гупало, Чапнин и т.п.) мало привлекателен".
Уж сколько раз я слышал эти слова. Причем не только про себя, но в адрес всех православных издателей. (Тех, кто сидит тихо, нигде ничего не пишет, публично не выступает, тех и не знают, имена грязью не поливают, но все равно подобное отношение часто можно встретить в быту). Многие до сих пор думают, что издатель крутит миллионами или даже миллиардами и горы денег зарабатывает примазавшись к Церкви, зарабатывает на интересе людей к вере. Причем говорят так не только миряне-анонимы. Я слышал от одного митрополита такие же слова: "Почему я должен мои церковные деньги отдавать каким-то издателям-бизнесменам? Я не дам".
Хотелось бы знать, в чем сомнительность наших/моих (как издателя) дел. Уж если я "бизнесмен от православия", то что я сделал плохого для Церкви? То, что издаю православные книги? Так пусть Церковь сама издает, какие проблемы? Но странное дело: 90% книг, которые были изданы в России за последние 25 лет, издали именно миряне, а не храмы, монастыри, епархии. Причем есть храмы/монастыри, которые зарабатывают миллионы в день. Они легко могли бы (и совершенно незаметно для своих доходов) издавать все необходимое для Церкви. Но об их издательской деятельности никто не слышал, даже брошюр не издают. При этом сами храмы и их настоятели пользуются у православной общественности если и не глубоким почтением-уважением, то точно не вызывают ни у кого никаких претензий и вопросов о целях заработка и расходовании таких средств. Это не бизнесмены от Православия, а благочестивые и почитаемые народом батюшки/матушки.
Продавцы и торговцы свечами, производители иконок и всяческих сувениров зарабатывают сейчас в сотни или тысячи раз больше, чем издатели. Знаю несколько храмов, которые торгуют на своей территории пирожками и прочей снедью. Да, иногда в палатках работают верующие люди, но мало кто из них знает, как отличить попа от Патриарха или смогут вспомнить хотя бы несколько слов из Символа веры. (Мне одна торговка недавно сказала: "к нам тут наш питерский патриарх приезжал. Я не помню как его звать, но самый главный У НИХ" - Заметьте, человек торгует при храме пирожками. Что они отвечают на духовные вопросы отдельная тема для разговора). При этом покупатели пирожков и кагора благодарят продавцов за доброе дело, которое они делают. Такую же благодарность, наверняка, передают торговцам настоятели храмов - книги приносят в сотни раз меньший доход, чем чебуреки. Отдать за бутылку вина 250-300 рублей покупатель может легко и при этом скажет спасибо. Отдавая такую же сумму за книгу, покупатель кряхтит и жалуется на то, как дороги стали книги. И сразу возникает вопрос о издателях-хапугах. (Хотя часто издатель отдает книги в храм по цене в 2-3 раза ниже той, что ставят в церковной лавке). Храм хорош, издатель жаден.
Или производители сувенирной продукции. Почему-то их бизнесменами от Православия не считают. Хотя огромная масса (знаю лично довольно многих людей) совсем далеки от Церкви и воспринимают свою деятельность исключительно как заработок. Не говоря уже про ювелиров. Там вообще все просто - бизнес, ничего личного. При этом все им благодарны. Наверняка вышеупомянутый владыка легко отдает свои деньги на закупку увелирных украшений и даже в голову не прийдет засомневаться в полезности их общего делания. Несколько сот процентов дохода при продаже драгметаллов легко закрывают тему про сомнительных бизнесменов от Православия.
Обратите внимание: сейчас сувениров, свечей, продуктов питания в храмах много больше, чем книг (исключения редки) и тенденция одна - разрыв между первой группой товаров и книгами только растет. Но при этом за многие годы я не встречал разговоров о сомнительных бизнесменах от Православия торгующих иконами, сувенирами, свечами, но часто слышу такие слова об издателях. Почему? Как думаете?
И что нужно сделать, чтобы изменить образ издателя, зарабатывающего/паразитирующего на Церкви?
PS Так как уже пошли обвинения в моей зависти к торговцам пирожками, то спешу всех уверить: больше пирожков хороших и разных. Дело не в них, а в нас, издателях. Что Церкви с нами делать?
Церковь и книга