Старица. Часть 3. Успенский монастырь.

Sep 23, 2016 14:20

Теперь расскажем про хорошее. Главной святыней и достопримечательностью Старицы является Успенский мужской монастырь. Он несколько старше самого города, хотя кто там сейчас разберет, что было прежде.
Согласно преданию основали монастырь два инока Киево-Печерской лавры, которые пришли в эти места в 1110 году (следовательно монастырю сейчас 906 лет!). К инокам стали присоединяться желающие иноческого пути и через несколько лет число братии разрослось до того, что было принято решение перенести монастырь из лесной опушки на новое место, ближе к реке (не на то место, где он стоит сейчас). В 1165 году был построен Успенский собор, при освящении которого присутствовал великий князь Андрей Боголюбский, что говорит о большом статусе, значении монастыря. В XIII веке в монастыре проживало 154 человека, очень много, если учесть малочисленность соседних городов.
1292 год стал первым черным годом для монастыря. Татаро-монгольские войска убили всех (тогда в монастыре проживало 124 монаха) и полностью разорили обитель. Погибли и местные жители, осталась в живых только одна старуха, спрятавшаяся в пещере. Пять лет спустя город удалось оживить и он впервые упоминается в летописи именно, как город Старица. По преданию название новый городок получил в честь спасшейся старушки, а ее образ стал впоследствии гербом города. Повторюсь, что все это предание, версия.

1. Река Волга и Старицкий монастырь.



Второй раз монастырь подвергся разрушению войсками св. Димитрия Донского, пытавшегося захватить земли тверских князей. Судя по всему православный монастырь был окончательно стерт с лица земли православным воинством. В том числе погиб и Успенский собор, на освящении которого присутствовал Боголюбский. 110 лет монастырь и тверские земли переходили из рук в руки пока в 1485 не стали частью Московского государства, а Старица приобрела статус уездного города. В Старице появился свой князь - сын Ивана III Андрей, получивший титул Старицкий. Княжеский дворец стоял в городище, где мы с вами уже побывали, а вот напротив него, на низком берегу Волги в 1530-е годы князь Андрей решил построить новый Успенский монастырь.

2. Успенский собор (1530 гг) и колоколья.



Достроить обитель князь не смог. В Москве окружение малолетнего Ивана Грозного решило, что князь Андрей представляет угрозу престолу и уморили его голодом. Такая же участь постигла двоюродного брата Ивана Грозного князя Владимира Старицкого. Только он построил монастырские стены и обустроил обитель, как его заподозрили в измене и заставили выпить яд. Далее в Старице обосновался сам царь Иван Грозный, стал часто наезжать в монастырь и даже (в 1570 году) построил в нем красивую Введенскую церковь, отсюда Иван Грозный вел знаменитую переписку с Курбским. В монастыре царь приметил одного из монахов, родом из Старицы, которого поставил прежде игуменом монастыря, а затем начал поднимать "по карьерной лестнице", переведя в столичный Симонов, а потом царский Новоспасский монастырь. Уже во время царствования Бориса Годунова в 1589 году царский избранник был провозглашен первым Патриархом Московским Иовом. Некоторое время секретарем Патриарха Иова был Гришка Отрепьев, провозгласивший себя спасшимся царевичем Дмитрием I. Якобы из-за боязни быть опознанным Иова срочно сослали обратно в Старицу в заточение. Историки до сих пор спорят был ли Лжедмитрий Отрепьевым и скорее всего мы тайну эту не узнаем никогда, но Иов за анафематствование Димитрия поплатился должностью. Сан с него правда не сняли и даже после свержения самозванца вернули в Москву, но по состоянию здоровья (он ослеп) Иов отказался от престола, вернулся в Старицу, где в 1607 году и отошел ко Господу. Изначально Иова похоронили в Успенском соборе Старицкого монастыря, а 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перезахоронить останки в Успенский собор Московского Кремля, где они и почивают до сих пор. Якобы при перезахоронении мощи оказались совершенно нетленны и от них совершались многочисленные чудеса. Канонизировали Иова только 1989 году.


3. Надпись на стене над местом упооения патриарха Иова. Фото Прокудина-Горского 1912 года.



Спустя два года после смерти Иова монастырь постигла третья большая беда - в 1609 году войска Лжедмитрия II полностью его разграбили и сожгли. Долгие годы монастырь пустовал, а как только кое-как обстроился в 1681 году страшный пожар добил оставшееся. После этого пожара монастырь вернуть свою славу больше не смог. 18 и 19 века протекли незаметно, обитель была отнесена к 3-му классу, что ограничивало принятие новой братии и совсем не способствовало развитию.

4. Общий вид монастыря. 1912 г .



ХХ век прошелся по монастырю безумным разрушительным катком в четвертый раз: обитель закрыли в 1919 году и без малого 80 лет на его месте царствовала мерзость запустения. В 1930-е годы местные жители разобрали стены с угловыми башнями, что можно было выломать и сломать выломали и сломали.
В 1997 году появилась монашеская община и началось возрождение обители.
В 2001 году монастырь посетил Виктор Христенко, на тот момент заместитель председателя правительства РФ. Ему так понравился монастырь, что он организовал Фонд возрождения монастыря, привлек многочисленных друзей-миллиардеров и в короткий срок обитель превратилась в сказку. Вокруг типичная тверская разруха и печаль, а тут вылизано и вычищено всё, да так безупречно, с исторической точностью и со вкусом, что сердце не нарадуется.

5. Успенский собор изумителен.



6. Обратите внимание на детали.



7.



8. Кое-что уже надо подправить, но вообще-то реставрация произведена безупречно.



9.



10. Надвратная церковь во имя св. Иоанна Богослова (1694 г.). Обратите внимание на информационную табличку. Она стоит на почтительном расстоянии и на двух языках рассказывает об объекте. Такие таблички всюду.



11. Хороший памятник патриарху Иову.



12.



13. Троицкая церковь (1819 г).



14. Усыпальница Тутолминых, построивших Троицкую церковь.  



15. Царские врата Успенского собора. Все новодел, но очень хороший.



16. Церковная лавка. Обратите внимание на чистоту и ухоженность.



17. Внутри такой же порядок и чистота. Вообще порадовали работники монастыря. Редко встретишь в современных церквях столь приветливых людей.



18. Даже такое объявление я вижу в монастыре впервые. Разговорились с работницей лавки. Поблагодарил ее и попросил передать начальству признательность за уважение к фоторафам.
- А разве не везде так?
- Нет, - говорю, - вы приятное исключение. Помню, как в богатейшем Толгском монастыре, где необходимое перевозят на гольф-карах и уже не знают куда деньги девать, меня попросили внести добровольное пожерствование в 200 рублей за пронос фотоаппарата. Или оставляйте его в машине или платите. У нас съемка добровольно платная.
- Ладно, - говорю, - мне не жалко.
- Подождите, - отвечает послушница, - я вам выдам квитанцию. Без нее вам нельзя.
И правда, пока я дошел до главного собора ко мне дважды подходили с вопросом есть ли у меня разрешение. Возле самого собора послушница оказалась еще более настойчивая.
- У вас есть разрешение на съемку?
- Да.
- Покажите.
- Вы на слово человеку не верите?
- Покажите мне разрешение!
Достаю из сумки и показываю листок.
- Дайте сюда.
Внимательно смотрит.
- А почему тут нет печати?
- Как? Тут еще должна быть печать? Откуда я должен знать об этом? Мне теперь нужно идти назад и ставить печать?
- Нет, давайте я поставлю свою подпись, - любезно согласилась послушница.
Тут уже я не выдержал.
- Слушайте. Этот монастырь не частная собственность. Он принадлежит народу, всем и мне в том числе. Вы не имеете права запрещать мне снимать многовековые храмы, вы родились спустя сотни лет после их постройки и никакого отношения к ним не имеете. Разве что живете пока еще в этом монастыре. Кроме того, что дурного в самой съемке. Я понимаю съемку службы, хотя архиерейскому фотографу и светским СМИ, которые приезжают с ним, вы все разрешите и слова не скажете. Но что плохо в том, что я сниму вашу красоту, напишу об этом в ЖЖ и посоветую всем посетить красивое место? Ведь вы же больше заработаете.

Ничего не вышло из разговора. Послушница была как зомби и повторяла свои запреты. Я по приезде даже написал статью для Правмира, хотя ее и снабдили комментариями церковных чиновников, аккуратно оправдывающих своих коллег. Дескать в чужой монастырь со своим фотоаппаратом не ходють.
А в Старицком монастыре молодцы. И я с радостью могу об этом написать. Берите с них пример, монахи. Лично я теперь никогда не оставляю денег в храмах и монастырях, где запрещают фотографировать. Потому, что считаю это жутким неуважением к людям и презрением к правам фотографа. Пусть я и любитель и часто снимаю просто на телефон (как и в это раз). Повторю, что речь не идет о съемке богослужения, там особый случай.  



19. В монастыре даже работает фотовыставка под открытым небом. Можно только поприветствовать привитие культуры.



20.



21. Или такая мелочь: на выходе из храма стоит ящик с монастырскими яблоками. Хочешь - возьми, перекуси.



22. Святые врата. 1912 г.



23. Они же в 2016 г.



Что я хочу сказать в конце: молодец Виктор Христенко. Если наши миллиардеры-чиновники, миллионеры-полковники и просто богатые нефтяники будут не только на девок и дорогое западное барахло деньги тратить, но и в стране, где родились, выросли и успешно грабят недра и пилят бюджет под молчаливое согласие народа, будут что-то возрождать, восстанавливать и порядок наводить, то я буду первым сторонником такой власти. Очень хотелось бы, чтобы таких людей, как Христенко становилось больше. Вот у миллиардера-губернатора Зеленина денег не нашлось, а Христенко смог собрать и даже у Зеленина часть выпросил. Причем я ни разу никаких красивых патриотических слов от Христенко не слышал. Но для меня он настоящий патриот, не на словах, а на деле. Честь и хвала Виктору Христенко и всем, кто ему помогал восстанавливать обитель.
Посетите Старицу, не пожалеете. 

Россия, Старица, Тверь

Previous post Next post
Up