Про современную церковную архитектуру

Jul 06, 2016 10:57

На сайте Правмир опубликовали проект необычной переделки недостроенной телебашни в Ебурге в православный храм. Посмотрите сам проект и почитайте комментарии. Просто удивительно, что каждый, кто возмущен такой формой храма, ссылается на нарушение канонов. Причем никто не может привести ни одну ссылку на эти самые каноны (потому, что их просто не существует). Все-таки насколько консервативно наше общество. Никакого отступления от мира, к которому они привыкли. Помните недавний скандал с лондонским издательством "Пингвин", сделавшим провокационную рекламу издания Тургенева? "Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны".
Я вот все время свои оппонентам задавал вопросы:
- А где наша аристократия? - Мы ее убили и прогнали? Она вернулась? Нужна ли она нам?
- А когда либеральные идеи были популярны в России? - В 19 веке, 20 или 21?
- Прогресс? Почитайте про каноны храмов в комментариях и сразу станет понятно, что ничего менять не надо. Или: зачем нам AnimalBooks, когда уже есть Пришвин.
- Про принципы Базаров загнул. Они у нас есть. Мы сотни лет хвалим правителя, когда он у власти и проклинаем его, когда он умер. Вот это наш главный принцип. Все остальное частности.
Так насколько же неправ Базаров?
Прогресс. Пока прогресс состоит лишь в том, чтобы вернуть все в зад, как раньше было. Причем во всех областях. И пусть на большую часть современных церквей без слез и смеха смотреть нельзя, но они не раздражают наше общество. А вот такой необычный проект вызвал возмущенную реакцию скорее большей части сетевого сообщества (более "продвинутой").
Архитектурные объекты, как и всякое искусство , не обязаны всем нравится. Любое строение может вызывать как приятие, так и решительное неприятие. Мы помним сколько было возмущений по поводу строительства Эйфелевой башни в Париже. Лично мне она до сих пор не нравится. Но ведь очевидно, что сейчас она стала самым узнаваемым символом Франции и чтобы увидеть эту дурацкую башню в Париж приезжают миллионы туристов. Конечно, там есть что посмотреть и кроме башни, но она стала "заманухой", что безусловно хорошо для экономики города.
Но вернемся на секундочку в Россию. Вопрос совсем о другом: почему мы столь консервативны? Почему не можем попробовать пойти в другую сторону, отойти от привычных форм, поискать что-то новое, необычное? Почему мы всем видам поиска предпочитаем лежание на печи?

В мире есть много авангардных церквей. Про одну хочу рассказать. Находится она в центре старинного города Руан (столица Нормандии, Франция).





30 мая 1431 г. на площади Старого Рынка (plасе du Vieux Marché) сожгли Жанну д'Арк. Пепел несчастной девушки развеяли над Сеной.
Недалеко от места казни стояла церковь св. Винсента. В начале июня 1944 года, во время так называемой "красной недели" американцы отутюжили Руан так, что он стал мало отличим от нашего Сталинграда. Погибла и старинная церковь св. Винсента. Спасти удалось только 13 витражных окон, созданных с 1520 по 1530 гг.


3.



4. Итак, что мы имеем: старинная часть старинного города, которому 2000 лет. После войны город полностью восстановили, оставив в первозданном виде дивной красоты фахверковые дома, возраст которых около 300-400 лет. Восстановили в том виде, как все было - кривыми, кособокими, как-будто алкаши с большого бодуна строили. Не стали украшать и вылизывать, как аналогичные немецкие домики. Эти еще ничего, смотрим дальше.



5.



6.



7.



8.



9.



10. Вот что такое бережное отношение к истории. Все оставлено таким, каким было до бомбежек. Никаких новых зданий в старые улицы не врезали.



11. Так же в точности восстановили и пострадавшие соборы. Но. Но на старой площади на месте казни Жанны они возводят невероятно авангардистский храм, совершенно ничего общего не имеющий с окружающей его архитектурой. Но если спросите мое мнение, то после первого шока, отдышавшись и подумав, я сказал "а что, мне нравится".
Храм напоминает одновременно костер и перевернутый корабль. Корабль, как известно символ Церкви, но как еще назвать то действо, которые церковники совершили с Жанной? Разве вынося святой невинной девушке смертельный приговор они не перевернули Церковь?



12. С этого ракурса видны даже символические бревна костра. Справа, едва различим за деревьями, стоит высокий крест. Именно на этом месте был костер, где спалили Жанну.



13. Чуть ближе.
Храм построен в 1979 году по проекту архитектора Louis Arretche. Церковь так и называется L'église Sainte-Jeanne-d'Arc.



14. Агрессивные бревна или льды, перевернувшие корабль.



15. Внутри храм еще необычнее. Его потолок, как палуба корабля и пламя.



16. Ни одного прямого угла. Все передельно неформализованно, ничего не вписывается в жесткую архитектурную церковную традицию. Полная противоположность стоящему недалеко великому Руанскому собору - там симметрия в каждом завитке, тут хаос во всем. Даже престол стоит не в центре возвышения, а сбоку. И лавки для людей по кругу, а не прямо перед престолом.



17. У меня не было нормального фотоаппарата (снимал на мыльницу), потому показать собор могу только частями.



18. Крыша невероятно красива.



19. За престолом видны те самые 13 витражей церкви св. Винсента.



20. Обратите внимание, что форма окон не повторяет форму витражей, но они гармонично вписались в ультрасовременную архитектуру. Конец 20-го века и начало 16-го, а выглядят, как одногодки.



21.



22. За спинами молящихся сделаны два окна. Они как глаза Бога, невидимо следащего за каждым.



23. Даже подсвечники в храме имеют необычную форму.



24. Даже водосток превращен в фонтан слез.



25. И я напоминаю вам, что все это буйство стоит вокруг вот таких домов. Открывали храм с большой помпой, на церемонии присутствовал президент Франции Валери Жискар д'Эстен. Руанцы дорожат своим собором, хотя уверен, что он далеко не всем по вкусу, но необычный собор стал одной из новых достопримечательностей города и поводом для гордости.
Далее выводы делайте сами. Напоминаю, что мы обсуждаем отношение к инновациям в церковной архитектуре.



26. Ваш покорный слуга на месте костра.

Франция, Руан

Previous post Next post
Up