Когда возник город Глазго никто не знает, но известно, что, когда римляне завоевали Британию и основали Лондиниум, то на месте Глазго уже жили какие-то местные. В середине второго века римляне построили Великую римскую стену, отгородивших от шотландских горцев (уже тогда достали; часть этой стены проходила через Глазго и остаток её можно увидеть даже сейчас) и город или некое поселение на этом месте уже было. Формально считается, что основал город св. Мунго, о котором я рассказывал вчера.
Глазго переживал периоды расцвета и упадка, были войны, чума, пожары, но худо-бедно город до сих пор живет и процветает. Причем неплохо процветает - уровень жизни сейчас один из самых высоких в Британии.
Город небольшой, меньше 600 тысяч жителей. А в середине ХХ века было больше миллиона, что говорит о некоторых трудностях, не все так прекрасно и радужно. Правды ради надо сказать, что не только из Глазго, но и из Шотландии местные бегут массово. Шотландцы вообще разбросаны по миру, как евреи, русские, армяне или таджики. Считается, что в мире проживает около 40 млн шотландцев и только четыре миллиона с лишним проживает в Британии. Как в том анекдоте: "что, и лишние есть?".
1. Аллегорическое изображение Церкви, благословляющей науки и искусства. (В нашей стране сейчас в точности наоборот).
Глазго город брутальный, суровый, рабочий, такая знаете "Выборгская сторона" (питерцы поймут). Это город ремесленников. Но, тут самое интересное начинается: открывают Новый свет. Чем занимаются глазговчане? - Правильно, срочно строят верфи и корабли. Пошел из Америки табак и прочая продукция. Чем занимаются глазговчане? - Правильно, становятся крупнейшим экспортером табака. Придумали паровозы. Чем занимаются глазговчане? - срочно строят железную дорогу до Эдинбурга и начинают строить паровозы. Такая же история с метро. Придумали футбол. - Первый международный матч проходит в Глазго (естественно сражались с англичанами, счет 0:0). Появился синематограф. - В 30-е годы ХХ столетия в Глазго было 144 кинотеатра. Обезумели все от кино. И так во всем и всегда. Город сплошных инноваций.
Возьмем тот же собор св. Мунго. Когда его начали строить в Глазго проживало около 1500 жителей, но у них хватало денег, ума, технологии, культуры, чтобы построить столь величественное сооружение. У нас сейчас в городках с население в 1500 человек смогут построить такой собор? Так чтобы сами, без "московских" денег и таджикских рук.
А университет в 1451 году. И ведь не просто до сих пор работает, но это один из самых уважаемых и престижных вузов даже не Британии, но мира. А ведь кроме него в городе работает еще несколько университетов и академий и на 600 тысяч жителей приходится около 180 тысяч студентов.
2.
В городе 70 парков (СЕМЬДЕСЯТ), несколько больших стадионов, десятки театров и концертных залов, несколько великих международных фестивалей, самая большая справочная библиотека Европы, десятки потрясающих музеев.
И все это, повторю, в совершено промышленном городе, где основное население обыкновенные работяги. Но они смогли создать не просто промышленный центр, но еще и культурный, образовательный, а теперь еще и туристический. Что вы думаете, в Глазго приезжает столько же туристов, что и в наш Питер - 4 млн (на миллион меньше, чем у нас). В Питере население в десять раз больше, памятники истории и культуры невероятные, сам город красоты неземной, а аэропорты Глазго и Пулково обслуживают примерно одинаковое количество людей. О чем это говорит? Глазговчане смогли все устроить так хорошо и правильно, что туристы стремятся к ним попасть. Да и не только туристы. Миллиарды частных инвестиций вливаются в экономику города.
Ладно, оставим экономику и историю в покое и посетим один из многочисленных музеев Глазго. Называется он Келвингроув (Kelvingrove Art Gallery and Museum). Хоть он и один из, но самый посещаемый в Шотландии. И я понимаю почему. Я видел сотни музеев, есть величайшие музеи, с фантастическими коллекциями, но второго такого в мире я не встречал.
В чем его необычность? В нем соединились краеведческий, исторический, этнографический, зоологический и художественный музеи. Причем это все смешано вместе, в кучу. Выставка классических произведений прекрасно ужилась с современными инсталляциями, а зоология органично сочеталась с механикой. Да, забыл написать, что там еще и консерватория примостилась. Это в качестве контрольного выстрела в голову сойдет. Давайте погуляем по залам и вы сделайте вывод сами.
3. Необычность музея уже во входе. Их два. Оба открыты для свободного входа и прохода. Посещение музея бесплатно. Всюду можно свободно ходить, фотографировать, сидеть, лежать, прыгать, кататься на велике, только не орать и не мешать другим. Охраны нет. Никаких бабушек-старушек, достающих своим контролем нет. Можно гулять целый день и не встретить ни одного охранника (понятно, что они есть и в секунду будут перед нарушителем).
4. Центральный зал торжественно изящен.
5. Мы привыкли к тому, что в музеях тихо - благоговейная тишина поддерживается многочисленными старушками, возводящими посещение музея до уровня магического ритуала. А тут каждый час звучит небольшой органный концерт. Слышно его во всех залах музея и он никому не мешает изучать экспозицию и наслаждаться искусством. Решил послушать орган - пришел, садись на стульчик и слушай. А кто проголодался может тут же перекусить в кафе. Дети могут покататься на "лесопедке". Ребенок с детства привыкает к музею, начинает его любить и воспринимает, как дружелюбную среду и хороший источник информации о мире.
6. Тут же, если возникли вопросы, можно выйти в интернет и поискать все необходимое. Или порыться в доступной для всех библиотеке. Можете спросить сотрудника, что вы хотите найти и он вам поможет. Все бесплатно, совершенно свободно.
7. Художественная часть.
Довольно интересная коллекция живописи. Конечно, это не Лувр или Эрмитаж, но кое-что из великого в областном шотландском музее найти можно. Есть полотна Рембранта, Рубенса, Боттичелли, Тициана, немного импрессионистов (Дега, Моне, Ван Гог, Писсарро), есть несколько работ Пикассо и даже знаменитое распятие С. Дали. Так что шедевры имеются.
Но как они поданы. Судите сами. Можно просто посмотреть или прочитать про картину Рембрандта. А можно послушать рассказ в наушниках с музыкальным сопровождением. На мониторе будут отображаться все детали картины, о которых говорит рассказчик. Стой, слушай, никому не мешая.
8. Что бросается в глаза? - цвет стен. Яркие, открытые цвета стен провоцируют, заставляют останавливаться и ошарашено рассматривать все представленное на выставке. И тут открывается смысл цветовой провокации - на соседних стенах развешены картины разных эпох и жанров, объединенные одной темой. Например, женский портрет. Все картины висят рядом, друг напротив друга и можно увидеть как развивалась изобразительное искусство за несколько столетий.
Кстати, к каждой картине можно подойти на любое самое маленькое расстояние. Хочешь рассмотреть детали - нет проблем. Хоть пальцем трогай. Но известный факт: когда нет запрета, то никто и не трогает. Даже отсутствие охранников (в наших районных музеях это, как правило, злобные старушки, отгоняющие на метр от топорно срубленного тридцать лет назад гранитного бюста Карла Маркса работы заслуженного художника совхоза "Куроферма им. Крупской") не дает повода к свободном "лапанию" картин.
Еще надо заметить, что тут же, рядом с картинами часто стоят предметы быта той же эпохи, что и картина.
9. Скульптуры конца 19 и начала 20 века стоят рядом. Чтобы было понятно, какая революция в искусстве произошла на сломе эпох.
10. Стройными рядами висят импрессионисты. Но и тут нашлось место фантазии. Возле каждой картины блокнотик, который можно полистать и все необходимое узнать в подробностях. Ведь можно было и лист бумаги повесить... Ан-нет, сделали с полочками и на маленьких карточках. Чтобы было веселей.
11. Или такой рассказик с пазликами.
12. Но это все были присказки, а теперь начинается сказка. Кто у нас посещает музеи? В осоновном публика в летах. Дети и молодежь не очень часто встретишь. Разве что всем классом приведут. Все почему? Детям скучно.
У меня есть друзья. Как-то приезжают с внуками в Питер. Внукам 5 и 7. Зову в Эрмитаж. Нет, не пойдем, им еще рано, ничего не поймут, устанут, все посещение нытьем испортят. Проходит несколько лет. Снова приезжают тем же составом. - Нет, у них сейчас подростковый возраст, им не до музея. Проходит еще несколько лет. Мальчишкам 17 и 19. - Ну что, может уже пора? - Нет, скорее всего уже поздно, - отвечают друзья. И они правы. Слишком поздно. Многое, что можно было вложить в их сердце в маленьком возрасте они откроют сами. Что-то прошло мимо них навсегда.
Можно осудить моих друзей, можно пожалеть их внуков, а можно решить проблему иначе: создать условия, при которых детям и подросткам станет интересен музей и они сами захотят его посетить.
Вот пример интересной подачи живописи и способ привлечь внимание к картинам. Картина мила, но, как говориться, ничего выдающегося. Висит себе на стенке, никого не трогает. Мимо пробегают турысты. Редкий посетитель случайно бросит пустой взгляд и побежит дальше. А так чтобы рассмотреть, подумать о чем хотел сказать художник, что он выражал своим полотном....Нет, есть крайне ненавистная мне профессия - музейный экскурсовод. Высасывают из пальца какую-нибудь тему и самым занудным образом по часу рассказывают о том, как удалось художнику что-то там передать. "Обратите внимание на облик девушки.... Долгая пауза... Всем своим видом она хочет сказать, что не решила еще с кем хочет связать свою судьбу. Ей нравятся оба парня, но кого же она выберет? Художник скрыл от нас эту великую тайну, подобно великому Леонардо да Винчи, зашифровавшему в улыбке Джоконды...". В это время два человека конспектируют весь бред в блокнотик, кто-то тайно рассматривает своих спутников, а мужики думают, как быстрее свалить и добежать до буфета, чтобы пропустить коньячку. Все это скучно, занудно, безлико и безвкусно. А что придумали глазговчане?
13. Под картиной стоит компьютер, на котором можно пройти тест: кого выбрали бы лично Вы на месте этой девушки.
Есть два парня. Рассмотрим их и отвечаем на вопросы теста: кто из них веселый, а кто более серьезный, кто щеголь, кто любитель шумных компаний и загородных пикников, кто мечтает построить карьеру, кто более аккуратный и внимательный ко всем окружающим... В тесте штук тридцать вопросов. Вопросы совсем простые и современные, отвечать на них весело. "Кто из них купит в магазине "Marks & Spencer" стильную открытку для вашей мамы на ее день рождения?" В конце дается ответ, что лично Вы выбрали бы правого парня. Или левого. Оживилась картинка? Есть повод девушкам-зрительницам и о своей жизни подумать?
14. Или другой пример. Сидят трое: девушка и два почтенных мужа. О чем они думают? Фиг их знает. А тут вы можете придумать это сами и даже написать, чтобы другие прочли. Набираете на компе (внизу) любую фразу и она высвечивается на мониторах вокруг картины. Конечно, фразы кто-то модерирует. Но все равно это народное творчество. Иногда фразы, написанные разными людьми и в разное время, выстраиваются очень причудливым образом, что еще больше веселит публику.
15.
16. А как ходить в музей с маленькими детьми, чтобы они получили удовольствие? - Ребенок может сам себя занять и все сам узнает больше, чем поймет из рассказа занудной тетки-экскурсовода. Родители рядом, сами что-то узнают и детям подсказывают.
17. Детям полная свобода и раздолье. Они могут бегать, прыгать, играть, веселиться. Ведь музей это твой друг и важный источник информации о мире. Музей нужно полюбить в детстве. Тогда ты вырастешь гармоничным ребенком, разбирающимся в истории искусства и будешь иметь правильное эстетическое воспитание.
18. Более того, насмотревшись на картины, ты можешь захотеть заняться собственным творчеством. Пожалуйста, нет проблем - вот тебе краски, бумага, ножницы - твори. Представляете: в зале, где висят картины великих художников, любой ребенок может сам что-нибудь слепить или нарисовать!
19. А если ты устал бегать по музею, то можно взять подушки и полежать на полу. Тут же, прямо на полу, проводят уроки для школьников и лекции для студентов. Пол чистый, не переживайте.
20. Очень хорошая коллекция египетских древностей. Конечно, она не сравнится с Британским музеем, но кое-то посмотреть можно. Почти все, что сделано из камня можно трогать руками. Даже если этому предмету многие тысячи лет. Ничего не станет с гранитным саркофагом, но посетитель и в особенности ребенок будет счастлив, что прикоснулся к древней истории.
21. А вот как пеленали мумии. Это можно не только посмотреть, но и потрогать, покрутить, что особенно нравится детям. А подросткам поиграть прямо в зале в компьютерную игру, рассказывающую об истории Египта. Так история запомнится гораздо лучше.
22. В витринах выставлены фрагменты тканей и циновок, найденных в пирамидах. Дух захватывает, когда понимаешь, что перед тобой вещи, которым больше двух с половиной тысяч лет. Да еще и в столь отменном состоянии. Умели делать, однако. А сейчас все покупаешь в лучшем случае на один сезон. Посмотрите в каком прекрасном состоянии ткань.
Вообще поражает величие древнеегипетской культуры. Мне иной раз кажется, что при всем могуществе трансконтинентальных корпораций, выпускающих тонны нужных и не очень предметов быта, они оставят после себя меньший след, чем древние египтяне. Что из продукции компании ИКЕЯ проживет три тысячи лет? А если собрать вместе все, что сохранилось до сего дня, что выставлено в Лондоне, Берлине, Париже, других странах и что не успели утащить из Египта, то миру предстанет цивилизация куда более могущественная, чем наш современный индустриальный мир. И, на мой взгляд, куда более совершенная с точки зрения эстетики и дизайна. Ведь большая часть нашего нынешнего мира - это суррогат, блеф, призрак, пар, рассеивающийся сразу или спустя мгновения. Как телевизор, СМИ, культ информации и развлечений.
Все тлен. Единственное, что не подвержено тлению - это любовь. Только любящие сердца смогли сделать такой необычный музей.
23. Я понимаю, что интерактивные музеи стали появляться и в нашей стране, но я снимал музей пять лет назад, когда у нас такого еще не было.
Окончание следует. Это фото - анонс следующей части - мир зверей.