Немецкий солдат у грузовика «Ford V-8»,снабженного газогенераторной установкой для использования в качестве топлива дров,угля или торфа.
Впервые автомобильное топливо из природного твердого топлива (каменного угля) получил немецкий химик-технолог Ф. Бергиус. в 1911 году.В 1920 году немецкий же инженер Жорж Эмбер разработал конструкцию газогенераторной установки,пригодной для монтажа на любое транспортное средство.С концы двадцатых годов генераторные установки Эмбера массово производились практически во всех странах,имеющих автомобильную промышленность.К концу 30-хх годов только в Европе было более полумиллиона транспортных средств,оснащенных такими установками.
Схема получения из древесины ,газа,способного использоваться в качестве автомобильного топлива,довольно проста. Древесина подвергается нагреву при недостаточном доступе воздуха.В результате пиролиза (т.н. «сухого разложения») выделяется «древесный газ» - смесь летучих углеводородов.Затем «древесный газ» осушается,охлаждается и подается в камеру сгорания двигателя.
Схема газогенераторной установки конструкции Эмберта.
С начала 40-хх производство легковых и грузовых автомобилей в Германии превышало возможности страны в производстве топлива для них.Посетив в 1940 г. выставку тяжёлых грузовиков компании Мерседес-Бенц, оборудованными газогенераторами на древесном угле, Адольф Гитлер заявил: «… Автомобили данного типа сохранят свое особое значение и после войны, поскольку при нынешнем курсе на повышенную механизацию у нас никогда не будет излишков жидкого топлива, и мы будем всегда зависеть от импорта. Таким образом, дополнительное … топливо приносит пользу нашей национальной экономике …».
Хорошее цветное фото грузовика «MAN ML 4500»,оборудованного газогенераторной установкой Эмберта.
Трофейный французский грузовик «Berliet» оснащенный газогенераторной установкой.
Уже к осени 1941 года в Германии и на контролируемых ею территориях имелось в употреблении около 150 тысяч газогенераторных автомобилей. Целью тогда было «… сберечь каждую каплю топлива для Вермахта …». Газогенераторный транспорт, ежемесячно экономя около 45 миллионов литров жидкого топлива, вносил весомый вклад в достижении этой цели.
Солдаты Вермахта у газогенераторного тягача «Hanomag SS 50».
Немецкие солдаты у газогенераторного грузовика «ФОРД».Хорошо виден собственно топочный агрегат,в котором и происходило разложение древесины.
30 мая 1942 г. рейхсмаршал Геринг подписал декрет об открытии Центральной генераторной канцелярии. Задачи, стоящие перед ней, заключались в «… увеличении производства генераторов, определении новых типов на основе нынешней ситуации с топливом, развитии новых видов твердого топлива для использования в генераторах и для развития подходящих процессов … низкотемпературной карбонизации и т.д. …». При этом Геринг сказал своим ближайшим соратникам: «… Я говорю … в моём вышеупомянутом декрете, относительно необходимости как можно скорее сделать Германию, а также оккупированные территории и подчинённые земли, в значительной степени независящими от жидкого топлива. Я попросил бы вас энергично поддержать усилия Центральной конторы путём повышенного применения газогенераторов …».
Трофейный французский грузовик «Renault type TI»,оборудованный немецкой газогенераторной установкой.
Немецкий грузовик «Опель Блиц» (ранней производственной серии) оборудованный газогенераторной установкой.
22 сентября 1942 г. рейхсминистр вооружений и военной промышленности Шпеер подписал приказ о переоборудовании всех средних и тяжёлых автомобилей, в том числе автобусов, на всех оккупированных Германией территориях.
Газогенераторный автобус «VOMAG» на службе в люфтваффе.
Автобус «Сhevrolet-38»,оборудованный газогенераторной установкой,на улице Познани.В связи с невозможностью разместить газогенератор в салоне,он вынесен на отдельный прицеп.Горючий газ подается в двигатель по шлангу.
Газогенераторный автобус «Опель Блиц» на улице оккупированного Парижа.1941 год
13 сентября 1943 г. ведомство Шпеера внесло поправку к своей резолюции, согласно которой становилось обязательным и переоборудование всех даже самых малых гражданских автомобилей. Более полугода (с осени 1944 г., когда Красная Армия заняла нефтяные верфи Плоешти (Румыния) - единственного природного источника моторного топлива фашисткой Германии - до мая 1945 г) функцию моторных топлив в немецкой армии и экономике в целом выполняли газогенераторы и искусственные жидкие топлива, произведённые из твердого топлива.
Немецкий солдат у трофейного автомобиля «Pontiac» 1938 годы выпуска,оснащенного газогенераторной установкой.
Автомобиль «Peugeot -402» ,оборудованный газогенераторной установкой на улице Парижа.1943 год.
С конца 1943 года на оккупированных территориях запрещалось применение автомобильного топлива в гражданских автомобилях.Весь бензин шел на нужды военной машины Рейха.
Надо сказать ,что газогенераторные автомобили широко применялись в Германии и в послевоенный период.
Газогенераторный «Мерседес» из состава Берлинского таксопарка.Обратите внимание на номера - до 1947 года ,автомобили,зарегистрированные в советском секторе Берлина имели кириллические буквы в номере.
Грузовик «VOMAG 4,5 LHG 448» выпуска 52 года,оснащенный газогенераторной установкой.