Aug 20, 2014 12:36
Важное открытие в родительско-детских отношениях для меня сейчас - опыт Свидетельствования.
Пример: дети играли,раскидали мелкую мозаику по гостиной, такую советскую,с пупырышками. Я попросила сына собрать, а то ходим, колется она. Он оценил масштаб работы, но собрал. Добирает последние мозаинки, и тут Маруся,за ней долго не постоит, -подходит, берет, и хлобысь все обратно, доли секунды, и все опять по полу. У Темы коллапс, он взвыл от отчаяния, злится, он там ползал долго, их сто штук.наверное,мозаинок этих. И я раньше часто переводила свое внимание в такие минуты на то, чтобы кинуться, рулить, собирать, и тд,действовать,короче. Так понятно, что опыт собирания мозаики по десять раз у четырехлетнего ребенка вызовет истерику,и мне проще сделать самой. Но после лагеря на Ладоге,где нам читали лекции по бодинамике, я вдруг слышу от себя просто фразу: "Я вижу. Я вижу, что ты собирал. Я вижу,что Маруся рассыпала". И реакция была удивительной. Ребенок быстро спрапвился со злостью, и дооолго на меня посмотрел. Такая минута,повисшая в воздухе.
-Ты видишь?
Переспросил он.
_ Я вижу.
Ответила я.
И все. Дальше он заново начал собирать детали. Я,ничего не говоря больше,села рядом, и тоже подключилась к процессу.
Казалось бы,какая разница. И раньше я бы помогла. И теперь.
Но раньше- я бы поспешила. Оставляя часть "пирога" роста ребенка в том, чтобы справится с ситуацией- себе. Это я бы справлялась с итуацией. А он бы по-прежнему не знал,как выйти из злости. И уходил бы в сопротивление.
А сейчас я просто направила свое внимание. На произошедшее. На его чувства. И засвидетельствовала. Свое присутствие. И свое внимание. И свою уверенность, что он может справится. и в эту минуту после "я вижу"- был какой-то рост.
Потому что потом я стала замечать качественное изменение в разных ситуациях,где еще "во вчера" ребенок реагировал трудно, с болью, с отчаянием. Когда он берет книгу, а эта книга и сестре нужна. И ей уже не 6 месяцев, чтобы отвлечь "вот,птичка полетела". И договориться с ней пока трудно. Однажды, когда в очередной раз сын достал книжку про паровозик, и сестра опять ее хочет, он так посмотрел н нее. И говорит:
Маруся. Я вижу. Ты хочешь книжку. Я тебя вижу. Сейчас я что-то придумаю.
И дает ей другую. И они садяться рядом, и типа "читают".
И нет конфликта. Какой-то важный опыт свидетельствования получился присвоен.
Потом я прочла, что этот опыт у зрелой личности трансформируется в навык саморефлексии. В стрессоустойчивость. Потому что есть внутри та часть,которая свидетельствует процесс. И поддерживает себя в том, чтобы справиться.
Оказалось, что эта важная часть родительских интроекций. гораздо более важная,чем "не суй пальцы в розетку", и прочие нашпиговывания ребенка готовым опытом, без которого никуда,но не в одном нем рост.
Я с сожалением вспомнила, что навыка свидетельствования в российском воспитании, в усвоенном варинте,который бы передавался,как данность- очень мало. Большую часть "воспитания" составляют угрозы,запугивания,шантаж и перескакивание- с проживания чувств, сразу к деятельности. Родители в конфликтных ситуациях много действует вместо ребенка,или, не готового,не созревшего,сразу окунают в "ты сам". Но психологическая готовность к действию, к осознанному действию не из "надо", а по доброй воле ребенка - оно происходит после проживания эмоции, и при интроецированном свидетеле. Сначала его свидетельствуют. Дают поддержку своим вниманием.Присутствием. Теплом. Принятием. И довольно быстро ребенок научается свидетельствовать себя сам. Что со мной сейчас происходит?
Думаю, что опыт духовных поисков и попыток в себе разобраться через чат,через форумы, на группах поддержки, - это тот же путь личности к тому, чтобы присвоить себе нужную для зрелости часть. Свое свидетельствование. Когда не делают вместо, не говорят,как надо, не говорят, а че ты,типа,иди,делай. А могут сказать- Я вижу, что с тобой сейчас происходит.
Мне хватило нескольких встреч с психотерапевтом, когда я стала ощущать, что во мне что-то изменилось. Я стала лучше справляться с эмоциями, четче их осознавать, и не спешить с действиями, не разобравшись,на что я опираюсь, и что меня поддерживает.
И только сейчас я стала понимать,как это происходит с детьми,как они в этом растут.
И мне хочется, чтобы такой опыт дети бы получали раньше, чем когда они уже взрослые,но незрелые психо-эмоционально, а надо жить жизнь и принимать решения. Это,наверное, из моей внутренней боли про поддержку. Очень много во круг меня было людей, которые гораздо старше 18 лет, но не действуют,а сопротивляются. Сейчас я думаю, что если внутри себя человек не может взять паузу,выдохнуть,засвидетельствовать процесс, то есть большой риск, что его понесет с большой горки. И срабатывает предохранительная система- сопротивляться. Самому себе и жизни. Потому что нет навыка управления тем, чего в себе не свидетельствовал. А навык этот тоже формируется постепенно, нельзя 30 лет прожить так, как будто ты сам себя не видел, в том,что происходит, а потом это за сутки усвоить. Еще и детям передать.
Я вот, в процессе открытий. Что могу сказать-свидетельствовать-оказалось гораздо проще, чем "воспитывать", сил у меня становится больше, и я начинаю понимать, что семья-это очень здорово! Через свидетельствование мы отдаем ответственность, это способ для родительской гибкости. Сейчас я вижу, что реальных ситуаций,когда мне нужно взять власть и рулить-их не так и много с детьми. А так растут они,и растут. И мое внимание им нужно в другом качестве,чем я себе это раньше представляла.
размышления