Про мальчика Петю.
В саду есть мальчик, который относится к группе живых (подробнее о группах
здесь). Звать его будут, пусть, Петя.
Ребенок из разряда тяжеленьких, дизартрия - все свистящие-шипящие межзубные, горловой «р», смягченный «л» и некоторые другие согласные и еще много чего там... Когда пришел ко мне в сентябре 2013, язык не шевелился вообще, ни вверх, ни в сторону.
На первой встрече при обследовании на мое объяснение, что, мол, я - логопед, учу детей красиво разговаривать, он скептически смерил меня взглядом и завил «А я умею говорить «аудио» и «БМВ». Мне логопед больше не нужен». Спрашиваю, а родители что про это думают? «А мой папа адвокат, так что ваш вопрос не имеет смысла».
Вот прям так и заявил «Ваш вопрос не имеет смысла». Если кто забыл, перечитайте, какие у него нарушения звуковки и представьте, как я офигела, услышав такое.
Две недели я искала к нему подход. На третьей ко мне пришла мама. Мама оказалась очень адекватной, активной девушкой, у которой кроме Пети еще две девочки-погодки. К слову, по специальности врач-неонатолог. Проблемы она все видела, что такое дизартрия - в курсе, настроена работать долго и тяжело. На вопрос как ребенок работает на занятиях, я ей в полушутку рассказала о БМВ и аудио. Она задумалась.
На следующий день Петя сам попросился ко мне на индивидуалку, тут же сел к зеркалу и начал выполнять упражнения. Я офигела в очередной раз. К концу занятия он рассказал, что накануне был разговор с родителями, в котором они донесли ему мысль - если не будешь трудиться, у тебя не будет ни хорошего образования, ни, как следствие, хорошей работы, ни, опять же как следствие, денег. А без денег в этой жизни тебе (дословно) «…вообще ничего не светит…». На это месте Петя горько вздохнул. В тот момент мне такое показалось жестковатым для пятилетнего ребенка. Но это сработало!!!
Да, потом было всякое - и отчаяние «ничего не получается», и сползание под стол в некоторые моменты, и жестокие откаты после болезни (2 недели грипповал - на два месяца назад вернулись», месяц на больничном после приступа бронхиальной астмы, и снова-здорово, начинаем чуть ли не с нуля. Но ребенок начал реально пахать!
Сейчас у него есть почти все звуки, которые с огромным трудом автоматизируют. Занимаюсь с Петей почти каждый день (надо сказать беспрецедентный случай для детского сада).
А вот с воспитателями у него не клеится… Ну никак… То он в туалет не вовремя пойдет, то споет слишком громко, то на утренней зарядке подпрыгнет слишком высоко.
Да, понимаю, голос у дизартрика не фонтан. Зато,когда он выводит «Белые розы, белые розы, баззащитны шипы…» (уж не знаю, где он эти песни берет, родители вроде молодые, не должны еще были застать пик популярности «Ласкового мая»), у него ВСЕ ЗВУКИ НА МЕСТЕ. Уж за одно это я бы с ним только в музыкальных тонах и общалась. А воспитателям нет, такое не нравится. Они закатывают глаза и кричат «Петя, замолчи». (Тоже удивительный момент, как можно логопедическому ребенку говорить "Замолчи!", когда ему надо разговаривать как можно больше, если он не заикается, конечно).
Один раз Петя пришел в сад в штанах-трубах и в подтяжках, которые прикольно болтались сзади. Этакий мини-рэпер. Воспитателей такой вид поверг в ужас, на робкие возражения мамы: «Это стильно», было высказано однозначное: «Может, у вас это стильно, а у нас это просто некрасиво!!!». И подтяжки были гневно возвращены. Ага-ага, 13-летний недоросль, сын воспитательницы, ходит всегда в спортивных штанах, даже в школу, с пиджаком. Это, судя по всему, красиво и стильно.
Сегодня Петя просто в ударе был. Он исполнил несколько раз на бис для счастливых одногруппников хит с незатейливым припевом «...номерочек блатной, три семерочки...». Похоже, папа кого-то из клиентов в машине вместе с Петей подвозил.
Я в тот момент как-то не придала я этому значения, зато через пять минут я услышала, не побоюсь этого слова, визг воспитательницы. «ТЫ ГДЕ ТАКУЮ ГАДОСТЬ УСЛЫШАЛ???» Попытки оправдаться были жалки, воспитательница ни в какую не хотела принимать во внимание тот факт, что песня была услышана с молчаливого согласия отца. Об антипедагогичности папиного поступка Петя был проинформирован в полном объеме.
И тут меня переклинило.
Да. Блатняк - совершенно неподходящий репертуар для детского сада.
Да, при детях надо слушать подходящую музыку.
Но достаточные это основания, чтобы подрывать авторитет родителей?
Ребенок же в саду проводит порядка 8 часов, воспитателя он видит гораздо дольше, чем маму с папой. И если ему регулярно ездить по мозгам, что его родители не правы, не останется ли у него где-нибудь на подкорке, что, наверное, родители ему не те попались, подтяжки на штаны сзади цепляют?
Или я из мухи слона делаю, все не так страшно?