- Это вы нашего мальчика к школе готовите?
И глазами из-под очков на меня грозно так…
- Почему он у ВАС не знает кто президент России?
Дело было в апреле, поэтому я вяло попыталась отшутиться, что, мол, только выбрали же, еще не успел выучить, но вовремя поняла, что юмор тут неуместен и замолчала. Умение вовремя замолчать - мой основной навык, который я прокачиваю регулярно и уже горда достигнутыми результатами. Вообще общение с бабушками учеников - отдельная тема, достойная подробного изложения, а не упоминания вскользь. А тут и вовсе случай был запущенный.
Сейчас осень в самом разгаре, поэтому, думаю, что все-таки не лишним будет обратить внимание на то, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу. Пока есть время это узнать и этому научиться.
Подготовка к обучению грамоте. Да-да, это именно так звучит, потому что первоклассник никому не должен уметь читать. Другое дело, что обычный ребенок, научившийся всему, что я сейчас напишу, не зачитать просто не сможет.
- Звуковой анализ. Понятие звук, количество и порядок звуков в слове, гласные/согласные, твердые/ мягкие, глухие/звонкие;
- Слово, количество слогов в слове, умение определять ударение в словах простой слоговой структуры (первые пять классов по классификации А.К. Марковой)
- Анализ предложения. (количество и порядок слов, первое слово в предложении, последнее слово в предложении, предлог как отдельное слово);
Математические представления.
- Понятие числовой прямой. На один больше/меньше, сосед справа/слева, между;
- Состав числа;
- Сложение, вычитание, больше, меньше;
Все перечисленное в пределах одного десятка - достаточно, хорошая подготовка подразумевает операции в пределах двух десятков.
- Десятки, сотня (понятие);
- Структура задачи. Что такое условие, вопрос, решение, ответ. Понимание выражений «на сколько больше/меньше», «сколько всего»;
- Основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Для продвинутых можно добавить ромб и трапецию.
- Пространственные отношения. Справа, слева, сверху, снизу (в том числе и на листе бумаги), строчка, столбец, движение по клеточкам (графические диктанты, умение отступать нужное количество клеток по горизонтали и по вертикали);
- Умение вычленять детали из целого, и наоборот из деталей составлять целостную картину (на картинках и абстрактных геометрических фигурах).
Развитие речи.
Умение пересказать услышанный текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, подобрать синоним или антоним (к прилагательному и глаголу).
Мелкая моторика.
Не нужно учить ребенка писать прописными буквами. Все равно у каждого учителя свое понимание что и как соединять, а переучиваться всегда сложнее. Но рука должна быть готова к письму. Поэтому на этапе подготовки к школе абстрактные прописи, обводилки, штриховки, раскраски (карандашами!) наше все.
Все остальное называется общей эрудицией. Как зовут родителей, в каком городе живет, какие еще города знает и т.д. Сюда можно и про президента, но я бы все-таки побольше рассказала ребенку об устройстве нашего мира, планетах, Земле, познакомила с творчеством 2-3 художников, 5-10 поэтов и писателей (причем не обязательно общепринятых детских, и у «взрослых» классиков можно найти произведения, доступные предшкольнику). Но если бабушке очень хочется, могу и про президента тоже ;).
А вообще тщательно выбирайте первую учительницу. Это тоже входит в подготовку к обучению в школе. Чуть ли не самая важная часть. Как показывает мой опыт, личный и не только, подходящая ребенку учительница - это залог дальнейшей мотивации к учебе.
Кстати, того ребенка при собеседовании в первый класс спросили сколько пальцев на двух руках и попросили почитать чуть-чуть. Так что выученное наизусть «Вот моя деревня...», рассказ о жизни вулкана, равно как и знание имени президента России не пригодились.