Этим летом я провела незабываемые несколько дней в компании своих малолетних племянников. Два года и четыре с половиной это совсем не то, что двенадцать и четырнадцать лет, скажу я вам.
Старший. Он очарователен в своей напористости. Такой масштабной проверки на прочность я не испытывала ни разу, хотя детей на своем веку повидала много и разных. Причем в споре он использовал два совершенно железных, на его взгляд, аргумента:
А) Мама нам разрешает.
Б) Я так хочу (использовался, когда не срабатывал первый).
Если послушать ребенка, его добрая мама с утра пораньше сажает его смотреть мультик даёт в руки мешок конфет и периодически подводит младшего брата со словами: «Ударь его. Вот игрушку тяжёлую принесла, ею можно по голове».
Глобальный педагогический опыт. Масса новых придуманный фишек. В общем, время со страшим племянником я провела с пользой для профессии. Как можете догадаться, ребенок наконец осознал, что мои границы ему не пробить только к вечеру четвертого дня нашего совместного пребывания. На пятый день утром за ними уже приехали родители…
А вот время с младшим было исключительно для удовольствия. Двухлетка. Безконфликтный, покладистый, который еще радуется всему, что видит вокруг и не пытается захватить мир, опередив старшего брата.
Более того, говорящий двухлетка. Вообще редкость в наше время.
Тоска по маме у него выражалась в том, что он постоянно сравнивал мои действия и подтверждал, что, мол, и мама так умеет, мама не хуже. Когда он говорил про застилание постели и приготовление ужина, я спокойно реагировала, а когда он заявил, что мама и читать, оказывается, умеет, и даже (вот это да!) и в туалет одна умеет ходить, было очень смешно.
В какой-то момент вспомнил запрещенное слово из садика. Подошел к моему сыну и безапелляционно заявил: «Ты дуДак» А потом немного подумал и добавил: «Зеленый». Это мальчик цвета осваивать начал, у него весь мир вокруг - зеленый.
Теперь я знаю, кто мои дети, когда накосячат - дудАки зеленые.
В общем, не ребенок, а отрада логопеда - и
слоговая структура в норме, и
словарный запас опережает, и даже предложения бывают по пять слов.
Вообще нет повода волноваться с логопедической стороны.
А вот теперь хочу немного написать, когда волноваться все-таки стоит, поскольку к осени вопросы такого плана участились. Просто таблиц со сроками речевого развития ребенка в сети пруд пруди, а вот как их интерпретировать без специальной подготовки, понять сложно.
Времена, когда всех годовичков в обязательном порядке осматривал логопед, давно канули в лету. Да и смысла в тех пятиминутных осмотрах было, прямо скажем, не много. Но вот на самом деле в таком возрасте много чего можно показательного найти. Поэтому первый момент, когда маме стоит сконцентрироваться на речевых достижениях своего малыша - около года, 10-14 месяцев. Если ребенок до сих пор не лепечет, то есть не проговаривает слоги с различными согласными (мамамама, какака, бабаба, мой сын еще любил в коляске громко распевать бл@-бл@-бл@, на радость встречным алкашам))), не пытается повторить за вами, это неправильно. Стоит обратить на это внимание вашего невролога, потому что логопедов, работающих с годовичками, найти так же сложно, как и встретить белого тигра в подмосковных лесах (только если сбежал откуда-нибудь), да и все-равно логопед к неврологу отправит.
Следующий острый момент - три года. В этот период ребенок, развивающийся в соответствии с логопедическими нормами, уже умеет строить предложения. В предложения принимаются даже такие простецкий конструкции, как «Мама, пить!», «Мой папа!». Если этого нет, снова обращаем внимание невролога, который напишет в карте ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПРР (задержка психо-речевого развития) и отправит вас, соответственно, либо к логопеду, либо к дефектологу. А логопед уж должен будет разобраться, проблемы на уровне органов артикуляции (проще говоря, язык или губы плохо двигаются) или гораздо выше, на уровне коры головного мозга и ребенок просто не может придумать, как два слова связать. Все эти проблемы бывают разной степени тяжести, большинство из них решается и позже с разной степенью успешности, но знать о них лучше всего именно в возрасте трех лет, тогда они проще всего преодолеваются.
Следующий острый момент - пять лет. В этом возрасте ребенок должен уже проговаривать все звуки правильно. Ну и, конечно, про «строить предложения» и «словарный запас» - само собой разумеется.
И еще разочек нужно окинуть ребенка пристальным логопедическим взглядом за год до поступления в школу. Не обязательно к школе уметь читать, но владеть навыками звукового анализа и синтеза просто необходимо. А к этому в обязательном порядке должны прилагаться все правильные звуки.
Дальше, если все эти условия соблюдены и нет «долгоиграющих» логопедических проблем, таких как дизартрия или заикание, логопедически острых моментов возникать не должно.
Еще раз хочу обратить внимание всех мамочек. Очень советую, постарайтесь в такие моменты найти специалиста, чтобы он своим опытным взглядом мог оценить ситуацию и хотя бы дать направление, чем помочь ребенку, куда копать. Потому что в 7-8 лет ставить звуки гораздо сложнее, чем в 4 с половиной, а научить ребенка разговаривать фразами после пяти почти невозможно, если до этого он не мог два слова связать.
Мы, логопеды, тоже любим, чтобы работа работалась легко и непринужденно. Зачем и вам, и нам лишние трудности?