Пришел ко мне вчера мальчик. Чудесный ребенок.
Нарушенных звуков не много. Словарный запас обширный. Грамматических ошибок считай что нет (ну кто из детей сейчас не говорит ухи вместо уши?). Рассказ по серии картинок на пятёрку сочинил.
Но вот есть в нем, в мальчике этом, одна… эээ… особенность. Он путает стул и стол.
Ну вот правда. Показываешь ему картинку со стулом, или столом - без разницы, а он так начинает «Сту…Сто… Сту…»
А сам так напряженно в губы вглядывается в мои, не выдам ли я ему тайну страшную непроизвольным движением. Вдруг я губами окошко сострою. Или в дудочку их сложу, и он сразу догадается - стул или стол пред ним на картинке.
При этом он четко разделяет, что сидят на стуле, а тарелку ставят на стол.
Спрашиваю:
- Ну почему тогда сейчас задумался?
А он мне:
- Ну они же похожи!
Стул. Со спинкой и цветастым сидением. Похож на стол.
Ну наверное…
В общем, у мальчика налицо проблемы со зрительным восприятием. А как нам устранять такие проблемы?
Методов, упражнений и игр много. Их знают нейропсихологии.
А вот один из самых распространенных методов, так сказать, для домашнего применения, - работа с контурами и силуэтами картинок, а также с зашумленными картинками (это когда картинка исчеркана, как будто двухлетний ребенок пытался раскрашивать).
И мне как раз не так давно попалось неплохое пособие издательства «Весна-дизайн».
Предметные контуры.
Потому что зрительное восприятие в деле развития речи важно не меньше, чем слуховое. Без него ни читать, ни писать не получится.
А мальчик и правда чудесный.