Рррр... Как?

Mar 11, 2016 17:37


Недавно тут мама одного ученика выдала удивила.
Долго смотрела на меня задумчивым взглядом, пока я ей пыталась объяснить домашнее задание, а потом промолвила (именно промолвила, просто "сказала" это не назовешь):
- Вот смотрю я на вас, ОА, и все думаю, как же вы моему ребенку "Р" ставить будете?
Надо сказать, что в рейтинге вопросов упоминание звука [Р] стоит на первом месте, с большим отрывом от [С], [Ш], а уж тем более [Н], [M], [Т].
Но я-то не просто так, я же знаю, как его надо ставить. И уже радостно открыла рот, чтобы поделиться своим знанием с вопрошающей мамой. А она вдруг неожиданно продолжила. Должна заметить, снова промолвила:
- Вот смотрю я на вас, вы такая добрая, вряд ли у вас получится моего ребенка заставить [Р] говорить...
Ну что тут ответишь. Я как-то вообще не рассматриваю метод кнута и коленей на горохе в системе современного образования. Видимо,не все мою точку зрения разделяют.
Поэтому я все-таки здесь опишу свое видение взаимодействия со звуком [Р].
Звук этот по праву считается одним из самых сложных в нашей речи. И никто не спорит, что даже при нормальном речевом развитии ребенок овладевает им позже остальных. Ну, в подавляющем большинстве случаев. Считается, что до 5 лет ребенок имеет полное право его не выговаривать.
Для того, чтобы ребенку помочь быстрее овладеть этим самым сложным звуком, его, ребенка этого, надо соответствующим образом подготовить.
Тут мы вспоминаем, что вся работа по исправлению звукопроизношения (и звук [Р] не исключение) делится на два этапа:
I Подготовительный
II Основной
Попробую поподробнее описать что, как и когда придется делать, чтобы вызвать у ребенка столь желанный звук.
I Подготовительный этап
  1. Развитие ВПФ (высших психических функций).

Ага, снова они, родимые. Чтобы ребенок без проблем освоил звук, он должен его хорошо различать на слух среди множества других звуков родного языка (слуховое восприятие), хорошо помнить как он звучит, чтобы контролировать свою речевую продукцию на предмет правильно/неправильно произнес (слуховая память), помнить артикуляционный уклад (положение всех артикуляционных органов), при котором этот звук получается правильно (кинестетическая память). Ну и прочее по мелочам - анализ, синтез и все что еще к ВПФ относится. Продолжаю настаивать на своей точке зрения, что работы над ВПФ много не бывает.

  1. Развитие артикуляционной моторики. Как, собственно, звук [Р] образуется - язык поднимается вверх и там вибрирует в воздушной струе. Что для этого нужно? Нужно, чтобы язык, во-первых, был способен подняться вверх и у него хватило сил какое-то время оставаться в этом положении, а во-вторых, чтобы он смог вот так, глядя в нёбо (в небо?) вибрировать, то есть его надо будет в одном месте напрячь, а в другом (самый кончик) расслабить). Для этого нам в помощь артикуляционная гимнастика. В особенно тяжелых случаях - логопедический массаж.
  2. Развитие воздушной струи. Ну вот да. Чтобы язык вибрировал в струе воздуха, эту струю необходимо создать - сильную и определенно направленную. Над этим тоже стоит поработать отдельно. Существует просто туча всевозможных пособий по работе над речевым выдохом как покупных, так и самодельных. На любой вкус и цвет.

И вот когда все это готово, можно переходить непосредственно к самому звуку.
II Основной этап.
  1. Вызывание звука.

Тут уж, что говорится, как пойдет. Способов - масса. Выбирают способ исходя из способностей ребенка и предпочтений ставящего. Можно изолированно заводить моторчик (соской, зондом, зондозаменителем, ватной палочкой, пальцем... список можно продолжать до бесконечности).
МОжно сразу заставлять мотивировать ребенка самостоятельно произносить звук. Это гораздо дольше по времени, но если хватает терпения (и у ребенка тоже), звук легко и быстро в таком случае встраивается в речь.
Можно воспользоваться помощью другой согласной. Многим детям гораздо проще произносить сочетания тра, кра, нра, а потом уже "отрывать" целевой звук от звука-помощника. Но тут может быть загвоздка в том, что потом дите так и будет вставлять звук-помощник и никак вы его (звук-помощник) не оторвете.
Но опять же, все индивидуально. Может, и без сложностей все образуется.

  1. Отработка звука в слогах.
  2. Отработка звука в словах
  3. Отработка звука в предложениях

2, 3, 4 пункты я люблю делить на блоки. Допустим, беру открытые слоги. И уже даю ребенку материал (и в слогах, и в словах, и в предложениях), который содержит звук [Р] только в открытых слогах. Или в обратных.Или в сочетаниях со звуком-помощником (чаще всего это ТР). Все индивидуально.  Отрабатываю конкретную позицию, а потом перехожу к другой.

  1. Отработка звуков в чистоговорках, скороговорках, стихах.

На этом этапе уже можно вводить звук в речь.
Как-то так.
Если соблюсти всю вышеизложенную последовательность, то даже у нас, добрых логопедов, есть все шансы довести дело до победного конца.
Без использования розг.
Как бы это ни удивляло некоторых мам.

подготовительный этап, высшие психические функции, исправление звукопроизношения, автоматизация звуков

Previous post Next post
Up