О курочке Рябе замолвите слово...

Aug 10, 2015 16:32

 Своего старшего ребенка я отвела в сад в неполные два года. Я была молода и неопытна и свято верила, что воспитатели в саду обладают каким-то тайным знанием, которое я не смогу передать сыну, если он останется дома со мной и свежеродившейся младшей сестрой.
Да. Я - мать-ехидна.
В свое оправдание могу сказать, что ребенку сказочно повезло с воспитателем. Она обладала зажигательным чувством юмора, богатой мимикой и незаурядными вокальными способностями. Была она этакой Мери Поппинс, но только управлялась не с тремя относительно подрощенными детьми, а с двадцатью совсем маленькими. Как обычно и бывает с талантливыми специалистами, она в конечном итоге ушла из сада в коммерческую структуру. Хорошо, осталась педагогом, а не переквалифицировалась в бухгалтера или мастера по маникюру. В общем, Татьяна Александровна, привет вам и еще раз спасибо!
Так вот, прихожу я как-то за своим отпрыском, а воспитатель мне рассказывает о проведенном дне. Мол, читали сказку «Курочка ряба» и драматизировали.
Встретив непонимание в моих глазах, воспитатель пояснила: «Ну, по ролям рассказывали».
Я, конечно, понимаю, «Курочку Рябу» легким водевилем не назовешь. Все-таки страсти там кипят нешуточные.
Триллером тоже: главный злодей скорее безответственен и халатен, чем коварен и жесток - кто ж бегает и хвостом машет вблизи хрупких предметов.
Но вот драма… Да…
Драмой эта сказка тоже быть не может - слишком мало они там плакали. Гораздо меньше, чем стучали по несчастному яйцу в попытках разбить. Да и закончилось все вполне неплохо - курочка пообещала им компенсацию. Сравните с драматизмом финала «Ромео и Джульетты». Нет. Драмой тоже нельзя назвать.
Спрашиваю, какая же роль досталась моему вообще не говорящему сыну?
Отвечает, мышкой был. Очень неплохой мышкой.
Ага. Ребенок потом несколько дней бегал по квартире и пытался сшибать своей филейной частью все, что плохо закреплено. Но я не сердилась. Он артист. Он вошел в образ. Он ТАК видит разгильдяйскую мышиную натуру. Нельзя мешать творить творческой личности.

А знаете, для чего они все это делали? Ну, драматизировали?
Это чтобы развить детям речь. Ибо развитая речь - вещь в нашей жизни нужная и полезная.
Развитая речь - это умение красиво рассказывать, точно и доступно излагать свои мысли, вовремя находить в голове нужные аргументы и уметь отстаивать свою точку зрения.
Кстати, логопеды тоже очень любят работать над развитием речи. Так любят, что даже придумали ей специальное слово. Называется она у них - связная речь. Уж не знаю, почему они (логопеды) решили так соригинальничать. «Развитая речь», конечно, не очень отражает суть вопроса, но «связанная речь», на мой взгляд, вполне подходила.
Ну и ладно. Связная так связная.
Кстати, взрослые тоже над этим вопросом частенько работают, только у н их это уже носит название «ораторское искусство».
Как же развивают связную речь?
Вообще, перво-наперво и прежде всего. С ребенком надо разговаривать. Это знают все, но я еще раз напомню. Разговаривать много и часто. И не в режиме радио, когда мама вещает без остановки, а чадо давно уже в своих мыслях весь. И не в режиме слушателя радио, когда вещает чадо, а папа через равные промежутки вставляет: «Ага!.. Точно!.. Правильно!». Нужен диалог. То есть включение в разговор обоих сторон. Вообще, с точки зрения теории порождения речи, в диалоге участвовать гораздо проще, чем строить монолог. Поэтому нужно постоянно совершенствовать навыки диалога, чтобы потом и над монологом работа проще пошла.
А еще надо много читать. И опять же, не просто оттарабанить текст и «Ну все, спокойной ночи!», а прочитать страничку- обсудить что услышали, рассмотреть картинки, похоже, не похоже, а ребенок как представлял, что услышал, а какую бы он нарисовал курочку Рябу? То есть дело даже не в количестве прочитанных наименований, а количестве разговоров на тему услышанного.
Но это все на совести тех, кто постоянно рядом с ребенком находится. У логопеда же такой возможности (и необходимости) нет, поэтому выделяется еще ряд направлений работы над связной речью. Логопедических.
·        Заучивание стихотворений наизусть.
Не буду рассказывать, как обогащается при этом словарный запас, как ребенок знакомится с грамматическими оборотами и запоминает новые связки. Отмечу лишь, что стихотворение должно быть отобрано по возрасту. Можно, конечно, трехлетку научить «Бородино» рассказывать. И, если память хорошая, он даже выучит. Но толку от этого не будет никакого, потому что ребенок не сможет понять смысл. И, как следствие, забудет все довольно быстро.
·        Пересказ рассказов.
Понятное дело, ребенок сразу не сможет детально и подробно описать услышанное. Поначалу надо будет задавать наводящие вопросы, может быть даже начинать предложения, чтобы ребенок их заканчивал (ага, тот же диалог), а потом постепенно переходить к развернутым предложениям, последовательному изложению содержания. Здесь же можно упомянуть и разыгрывание сюжета по ролям.
·        Составление рассказа по сюжетной картинке.
То же самое, сначала помогать, не ждать быстрых суперрезультатов. Не каждый взрослый может больше двух слов сказать на тему увиденного. Наша же задача научить ребенка, а не отбить у него охоту разговаривать вообще. И снова, начинаем с простого. Не нужно сразу озадачивать малыша «Явлением Христа народу» Иванова.
·        Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
На начальных этапах ребенку показываем картинки, уже выложенные в нужном порядке. Позже просим его сначала разложить как надо, тренируем ВПФ. И не торопитесь поправлять, если ребенок разложил на ваш взгляд неправильно. Я столько чудесных историй выслушала по тому порядку картинок, как дети сами решили! Не лишайте себя удовольствия.
·        Составление сравнительного рассказа.
Проще говоря, показать ребенку два предмета или две картинки и попросить сравнить. Сначала, конечно, помогать: «У снегиря грудка красная, а у синицы?...». «У зайца четыре лапы, и у лисы?..» Стремиться к тому, чтобы ребенок смог сам построить рассказ из 5-7 предложений. Конечно, материал должен быть соответствующий. Негуманно требовать с ребенка 10 отличий между грузовиком с желтой кабиной и точно таким же с красной.
·        Творческие задания.
Это уже, как говорится, для асов. Попросить ребенка придумать окончание истории. Или начало. Или начало и окончание.
Понятное дело, многое зависит от того, что мы имеем вначале. Если ребенок уже свободно общается фразовой речью - это одна картина, если только лепет у него - совсем другая.
Но даже если ребенок на своих лепетных словах научился составлять предложение из двух слов - это уже достижение. Похвалите ребенка за успех. И себя не забудьте. И вообще, не забывайте хвалить и себя тоже. Хотя бы время от времени.

связная речь, развитие речи

Previous post Next post
Up