Когда я собралась замуж за моего нынешнего мужа, отношения с будущей свекровью сложились не сразу. Она была просто изумительная, и я ее стеснялась. Мне казалось все, что связано с ней - просто сказка. В прямом смысле этого слова.
Все началось с первого совместно распития кофе у них на кухне.
Как сейчас помню, по телеку фоном шел наш, советский «Шерлок Холмс». И свекровь вдарилась в воспоминания. А вспоминала она ни много, ни мало - какой коньяк они пили, когда были в гостях у Виталия Соломина. Ну да. Того самого доктора Ватсона.
В следующий раз она вспомнила, какой торт ела с Игорем Можейко (Киром Булычевым). И где Хитрук прятал на студии «Союзмультфильм» бутылку от проверяющих. И как Магомаев писал партию Трубадура из мультфильма «Бременские музыканты».
Короче, когда я пила кофе на кухне в доме мужа, я чувствовала себя Алисой в Стране чудес. А все почему? Потому что я, выросшая в атмосфере совершенно далекой от культуры и искусства, попала в жилище настоящей художницы. И не просто художницы, а художника-мультипликатора.
Я с восторгом разглядывала разложенные на столе хитрым образом раскадровки рождающихся мультфильмов (халтура на дом), мерила немыслимые шляпы от кутюр - знакомая модельер завезла на хранение часть коллекции, и слушала, слушала. И про Макаревича и его волшебные путешествия, и про Хлебникову, которая чуть не подралась с девочками-манекенщицами, из-за того, что они не смогли вовремя освободить гримерку в каком-то ночном клубе.
Когда я рассказывала подругам, они подозрительно качали головой: «Чтой-то слишком красиво у тебя выходит. Слишком хорошо. Что-то должно быть не так. Так все сразу замечательно не бывает. Жди подвоха».
Со временем я сама уже привыкла к мысли, что где-то тут кроется страшная семейная тайна, которая, как только перестанет быть тайной, сразу разлучит нас с будущим мужем. Ну да, я же девушка с богатой фантазией, мне и не такое в голову взбредет. Может, он не их сын, а принц какого-нибудь удаленного государство, и ему надо создавать семью исключительно с представительницами монарших домов, а не дочерью докторов наук. Или беглый каторжник? Пришелец?
Но время шло. Ждать тайну мне надоело, навязчивые родственники наконец добились официального оформления отношений. Им-то что до чужих семейных тайн. Им вот на свадьбе погулять охота было.
И вот через некоторое время, когда штамп не просто прочно обосновался в паспорте, но и сам мой паспорт (предатель) стал совершенно другим, с абсолютно чуждой мне фамилией, свекровь в очередной раз сделала попытку приобщить меня к прекрасному и пригласила на выставку «Батик XXI века».
Я на тот момент уже изображала колобка-акромегала в ожидании своего первенца, и мысли о тайне давно уже забылись и меня не посещали.
Обойдя все экспонаты, свекровь задала свой фирменный вопрос: «Ну, заинька, что тебе больше всего понравилось?» Я с гордостью подвела ее к полотну размером со среднюю комнату в малогабаритной квартире и радостно кивнула на море и замок, как бы выступающий из тумана. И все это в бежево-золотистых тонах. Словом, красота!
Свекровь очень опечалилась: «Солнышко, ну что тут такого, это любой выпускник художки изобразить сможет. Вот. Вот, смотри! Настоящее современное искусство»
И подводит меня к ярко-желтому полотнищу, размером не уступающим Александровскому залу Зимнего дворца, а на нем такое красочное, яркое, разноцветное, сочное КАЛЯ-МАЛЯ! Ну вот честно, как будто кто-то кисточки вытирал.
Вот, оказывается, как оно выглядит, современное искусство.
Испугавшись расстроить беременную женщину, свекровь срочно повела меня в буфет музея, где застыла в глубокой задумчивости над чашечкой кофе. Я страдала. Ну как, как я могла знать, что замок в море - это не искусство? А каля-маля - это оно, современное. Вдруг свекровь как-будто на что-то решилась, оторвала взгляд от кофе и заявила:
- Ну, теперь-то, - ее глаза выразительно скользнули на мой живот, - тебе можно все рассказать.
Сердце моментально ушло у меня в пятки. Страдания уступили место ужасу. Вот она, эта тайна, которая развалит мою семью. А у нас скоро будет ребенок… А я уже даже паспорт поменяла! И все остальные документы на новую фамилию сделала…
- Так вот, - продолжала свекровь, - теперь уже можно рассказать. Твой муж…
Дальше она продолжала почти шепотом:
- Твой муж в детстве занимался с логопедом. Но ты не волнуйся, ему поставили всего один звук.
Так вот что терзало бедную женщину все эти годы…
Похоже, свекровь ожидала увидеть у меня на лице любые эмоции, кроме радости и облегчения. Ура, мой муж не принц и не беглый каторжник. И даже не пришелец (хотя в некоторые пробуждения после особенно удавшихся вечеров очень похож, да). С ним можно жить дальше. И его логопед сделал свое дело на совесть. Муж выговаривает все звуки.
На радостях, что эта семейная тайна меня не испугала, и я не собираюсь бежать из семьи без оглядки, свекровь подарила мне книжку, оставшуюся еще с тех времен.
Вот такую, 1979 года издания:
Вот
здесь я писала, что такое автоматизация звуков и как она проводится. Так вот, данное пособие - просто идеальное для автоматизации звуков у детей.
Речевой материал подобран соответственно возрасту. Расположен в нужном порядке. Единственный минус, снабжен черно-белыми картинками, чем нынешнюю молодежь никак не удивишь. Но тут можно приложить смекалку и творчество и найти нужные картинки, которые понравятся вашему чаду.
И, что особенно ценно в данной книге, в начале каждой главы, посвященной какому-нибудь звуку, автор коротко описывает второй этап процесса исправления звукопроизношения - именно вызывание звуков. Не то чтобы я призывала самостоятельно все делать, но иногда бывают ситуации, когда кроме как маме больше этим некому заняться.
Книгу потом несколько раз переиздавали. Так что если вдруг попадется, берите, не раздумывайте.